Как это обычно и бывает после официальных анонсов Apple, прошлонедельная конференция WWDC породила волну дискуссий — пошедшую, однако, в неожиданном направлении. Вот уже несколько дней не стихают разговоры о ремонтопригодности новых портативных компьютеров Apple в частности и аналогичном свойстве новых компьютеров вообще. Тему подняли журналисты сайта iFixit, но, говоря по правде, сделать это следовало уже давно. Проблема просматривалась ещё в марте, и пусть тогда речь шла о планшетках, причина для беспокойства та же самая.
Итак, в чём провинился новый MacBook Pro с ретина-дисплеем? Ребята из iFixit разобрали его на части — разобрали с трудом, поскольку трудности там начинаются с самых первых винтиков, не поддающихся обычной отвёртке (пятиугольные Pentalobe, придуманные и применяемые только Apple). И, кратко характеризуя увиденное, сделали вывод: это наименее ремонтопригодный компьютер из всех, что попадали в их руки, а его производитель, вероятно, сознательно применил все доступные средства чтобы максимально затруднить проникновение внутрь.
Новый MacBook Pro фактически не подлежит ремонту и апгрейду. В нём нет ничего, что можно было бы легко снять или заменить. Чипы памяти впаяны в материнскую плату, экран выполнен в виде тончайшего монолитного блока, детали которого сплавлены друг с другом, батарея крепится при помощи особой липкой ленты и может быть повреждена при неосторожном съёме, как минимум часть электронных модулей (в том числе «твердотельный» SSD-накопитель) разработана специально для данной модели компьютера, механика нестандартна.
Для Apple закрытая архитектура не в диковинку: те же конструктивные принципы применены в сверхтонком ультрабуке MacBook Air, двух последних моделях iPhone, третьем iPad. На протяжении последних трёх лет Apple словно бы оттачивает мастерство ограждения своей электроники от посторонних. Но вот что интересно, конкурирующие производители идут той же дорожкой!
Возьмите любую планшетку или почти любой ультрабук (Acer, Dell, Lenovo и т.д.): починить их после механического повреждения скорее всего не получится ни своими силами, ни даже в официальных мастерских. В лучшем случае замене подлежит целый блок (как стекло-металлическая дисплейная часть или материнская плата нового MacBook Pro), в худшем придётся менять всё устройство (как третий iPad). Редко когда удастся и расширить функционал своими силами: даже такие простейшие операции как добавление памяти и замена винчестера либо невозможны, либо требуют обращения в сервис.
Чтобы почувствовать перспективу, взгляните на это фото. Это мой субноутбук. Ему десять лет. Вышла из строя батарея (замены, увы не нашлось), посыпался винчестер (заменил), расширена оперативная память, заменена операционная система (работает последняя версия Debian Linux). И выбраны ещё не все возможности расширения (обратите внимание на снимаемые панельки). И — да, он до сих пор в строю (фото автора)
Причина этой тенденции — на поверхности, больше того, она в нас самих. Мы голосуем рублём за тонкие, лёгкие, пусть и менее обслуживаемые электронные продукты. И тем самым сами загоняем себя в угол: если ещё несколько лет назад ультратонкие невскрываемые персоналки вроде MacBook Air были экспериментом, сегодня они превратились в мейнстрим — и в арсенале той же Apple просто не осталось портативных компьютеров, с которыми пользователь мог бы сделать хоть что-то помимо собственно использования.
Важно понимать, что когда инженеры говорят о «ремонтопригодности», они имеют в виду не только и не столько починку электронного устройства в случае поломки. Прежде возможность разобрать компьютер, влезть в его нутро, важна с точки зрения наращивания вычислительной мощи. Возьмите любой ноутбук десятилетней давности. На днище вы найдёте множество легко снимающихся крышечек, укрывающих слоты расширения и ключевые компоненты. Можно добавить оперативной памяти, вставить дополнительные периферийные устройства, заменить или дополнить аккумуляторную батарею, жёсткий диск, а кое-где и поменять микропроцессор.
Даже модные совсем недавно бюджетные нетбуки следовали этому правилу неукоснительно. Однако, купив сегодня ультрабук, вы навсегда останетесь с той конфигурацией, которую выбрали при покупке. И если вдруг подешевеет память, повысятся требования операционных систем, рухнут цены на винчестеры или SSD, вы вряд ли сможете воспользоваться этим.
Что касается ремонта, сверхкомпактное размещение и нестандартная элементная база не только осложняют разборку и замену, но ещё и добавляют хрупкости. Когда дисплейная матрица сплавлена с металлическим корпусом (MacBook Pro, iPad), когда вместо традиционного шасси и винтов батареи крепятся клейкой лентой (MacBook Pro), неосторожное обращение с устройством может иметь самые плачевные последствия.
Хоть Тимоти Кук и утверждает что все пытаются копировать ультрабуковский дизайн Apple — и пытаются безуспешно, конкурентам фруктового гиганта уже есть чем похвастаться. У Asus и Acer например есть модели с намного большей плотностью пикселей на дюйм чем MacBook Air, у Gigabyte и Toshiba легче и тоньше. У других — производительней, с более шустрой графикой, дешевле (на фото: Asus Zenbook Prime UX21A)
В свете этого кажется злой насмешкой мнение, что непригодность ремонту вообще-то полезна — по крайней мере для обывателя, поскольку позволяет не тратить время на ожидание починки, а сразу получить новое изделие взамен бракованного или сломавшегося (естественно, если продукт на гарантии). Возможно для Запада, где рынок близок к идеальному — покупатели материально обеспечены, торговая инфраструктура развита — это действительно работает. Но точно не для России. Как, к примеру, быть, в простейшем случае, если отработает своё батарея Айпада или Макбука? Отправлять почтой в Apple. Вы можете представить отправку хрупкого, дорогого электронного устройства российской почтой, где отправления, бывает, гоняют по перрону ногами, что ваш футбольный мяч?
Для бизнеса всё ещё хуже. Составленный из ультрабуков и планшеток компьютерный парк обслуживанию подлежит только в смысле настройки софта и стирания пыли с экранов. Ваши ИТ-специалисты будут бессильны что-либо исправить, добавить, заменить, и чаще всего не рискнут даже вскрывать такие устройства. А ведь закон Мура пока никто не отменял! Даже при бесперебойной работе, ваша электроника устареет морально гораздо раньше, чем иссякнет её технический ресурс. И будьте готовы к тому, что случится это намного раньше, чем вы ожидаете. Двухлетней давности iPad, к примеру, уже списан со счетов, iOS 6 на нём не заработает (см. «Android против iOS»).
Так как же бороться с этой модой? Если вы твёрдо настроены купить впечатляющее супертонкое устройство, не скупитесь и выбирайте конфигурацию с максимумом опций сразу (как можно больше памяти, как можно мощнее процессор, наибольшее число поддерживаемых беспроводных протоколов и т.п.) — потому что когда потребность в расширении возникнет, расшириться вы уже не сможете. Есть также смысл в покупке продлённой гарантии от производителя (вроде AppleCare).
Но есть и другой вариант: голосуйте рублём за конструкции, слегка уступающие в тонкости красавцам-конкурентам, но обладающие «открытой» модульной архитектурой (такие есть у производителей, ориентирующихся на деловой сегмент, в частности, у HP). В конце концов, хорошее рабочее место всегда больше, чем просто красивое рабочее место.
Евгений Золотов http://i-business.ru/
… [Trackback]
[…] Find More Information here on that Topic: portaltele.com.ua/news/technology/2012-06-18-11-19-22.html […]
… [Trackback]
[…] Read More on that Topic: portaltele.com.ua/news/technology/2012-06-18-11-19-22.html […]