Події

Проектом «Веб-выборы» могут гордиться все российские связисты и «айтишники»

0

Глава Минкомсвязи рассказал о степени готовности систем видеонаблюдения на избирательных участках к выборам президента РФ и о значении этого проекта для себя как министра.

— Игорь Олегович, сейчас уже можно говорить о том, что проект по установке веб-камер на избирательных участках практически завершен. Насколько на данный момент готова необходимая инфраструктура?

— По состоянию на сегодняшний день число оборудованных участков, которые изначально предполагалось обеспечить системами видеонаблюдения, приблизилось к 99%. Мы пока ждем включения ряда спутниковых каналов. Это ресурс дефицитный и достаточно дорогой, поэтому мы свели к минимуму его использование. Оставшиеся спутниковые каналы должны заработать в рамках генеральной репетиции 3 марта – за день до выборов.

— Вы испытываете чувство гордости от полученного результата? Считаете ли Вы этот проект одним из самых масштабных и сложных за все время Вашей работы на посту министра связи?

— Его точно можно отнести к наиболее ответственным проектам, поскольку сроки и условия действительно были очень жесткими. Но с другой стороны, то, каким образом идет его реализация, действительно вызывает гордость связистов и «айтишников» России, потому что, действительно, такой проект и в такие сроки, я думаю, мало какая страна могла бы реализовать.

— Оглядываясь назад, всем ли Вы довольны в реализации этого проекта, или, может быть, что-то можно было сделать лучше?

— В тех условиях, в которых нам приходилось работать, мы выбрали оптимальный вариант, но окончательные итоги можно будет подвести только после того, как система покажет себя в работе.

— А насколько система готова к разного рода ЧП? Например, камера сломается или компьютер. Осталось ли еще резервное оборудование? Ведь изначально про запас было закуплено около 5% техники.

— Работы по установке сейчас еще продолжаются. Нужно учесть и погодные условия, которые были действительно сложными и повлияли на часть оборудования. Трудно говорить о запасах, но оборудования точно хватит для беспроблемного функционирования системы в период голосования. Чрезвычайные происшествия, в частности, пожары, которые были, входили в наш расчет возможных технических накладок, так что имеющегося резерва оборудования вполне хватает. Каких-то серьезных последствий для организации проекта это не вызовет.

— А много ли зафиксировано случаев кражи камер? В прессе появлялась информация о ряде таких происшествий.

— Выражаем благодарность сотрудникам внутренних дел, которые очень ответственно подошли к этому вопросу и сделали так, чтобы эти единичные происшествия не повлияли на весь процесс.

— Сколько граждан будут, по Вашим прогнозам, смотреть в интернете видеотрансляцию с избирательных участков в день голосования?

— Сейчас на портале webvybory2012.ru зарегистрировалось около 380 тыс человек, они сделали свыше 2 млн закладок. То есть выбрано 2 млн участков, на которые пользователи хотели бы заглянуть в ходе выборов. Мы ожидаем, что в день выборов на сайте будет от полумиллиона до миллиона пользователей. Расчетная мощность портала при этом составляет 25 млн просмотров в сутки.

— После выборов доступ к видеоархивам будет как-то ограничиваться или посмотреть записи смогут все желающие?

— Мы исходим из того, что первая инструкция, которая была принята еще в конце прошлого года, предусматривает, что доступ к архиву будет неограниченным. Единственным условием будет авторизация, то есть будет исключена анонимность. Мы считаем, что чем меньше ограничений, тем лучше. В перспективе, уже после выборов, мы планируем разработать интерфейс доступа к архиву таким образом, чтобы он был максимально простым и удобным.

— На портале веб-трансляций необходимо зарегистрироваться заранее. Является ли это решение чисто техническим, или здесь есть все-таки доля политики?

— Мы строим систему, которая рассчитана на 90 тыс точек трансляции с почти 200 тыс камер. Мы хотим, чтобы эта система при любых условиях была доступна нашим гражданам и позволила им следить за ходом избирательного процесса. Если не ограничивать, то в какой-то момент сеть может не выдержать. Это ограничение не политическое, а техническое.

— А есть ли в мире системы если не с аналогичной, то хотя бы с похожей нагрузкой на интернет?

— Аналога такой системы в мире не существует. В США есть сеть Netflix, которая передает видео по интернету. У нее 1 млн пользователей, и когда 300 тыс начинают одновременно получать видео по этой системе, это занимает треть всего магистрального интернет-трафика США.

— Трансляция действительно в какой-то момент будет на час приостановлена?

— Запись начинается в момент открытия избирательных участков и заканчивается в момент оглашения итогового протокола и его демонстрации в камеру. Есть естественные законодательные ограничения, согласно которым нельзя публиковать результаты выборов до закрытия последнего избирательного участка в России. Это происходит в 21.00 мск в Калининградской области. Запись будет вестись непрерывно, но трансляция на востоке будет остановлена в момент подсчета голосов. Это связано не с особенностями системы, не с решениями общественного совета, а с законодательством РФ. То есть, речь идет просто об отложенной трансляции.

— А если трансляция будет прервана из-за какого-либо сбоя или по вине злоумышленников? Кто будет за это отвечать?

— В каждом отдельном случае это будет предметом отдельного рассмотрения. Технологически, даже если канал связи будет нарушен, запись на программно-аппаратный комплекс будет продолжаться, а при восстановлении связи она будет синхронизирована с остальным массивом видео, которое хранится в ЦОДе. Потом уже нужно будет выяснять, что стало причиной сбоя. У нас созданы «горячие линии», по которым ответственные сотрудники избирательной комиссии могут связываться с операторами и просить их проверить, в чем причина конкретного перебоя со связью. Будут вестись специальные журналы, и в случае необходимости можно будет к этим данным обратиться, чтобы провести расследование.

Будет ли созданная система востребована в ходе последующих выборов?

— Должно быть политическое решение, которое примет руководство страны. По итогам эксплуатации этой системы можно будет внести изменения в избирательное законодательство и затем уже более четко регулировать этот процесс уже с точки зрения закона, а не регламентов, как мы делаем сейчас. Вообще же, мы изначально создавали эту систему не как систему одного дня. Она должна качественно улучшить качество интернета и его покрытие по всей стране и впоследствии может быть использована для потребностей наших граждан. Речь идет о дистанционном обучении, о дистанционной  медицине, об организации трансляций с заседаний арбитражных судов. Эта система открывает очень большие возможности. Ее стоимость, конечно, не маленькая, но по своему географическому охвату, по своей пропускной способности проект стоит таких денег.

— 4 года назад Вы пришли на пост министра правительства с поста успешного руководителя протокола президента и, по общему признанию, преуспели и здесь.  Насколько трудным был переход и что было главным для Вас на столь разных поприщах?

— Я исхожу из того, что на каждом месте нужно полностью отдаваться своей работе и на каждом месте добиваться результата. Я не сравниваю два этих вида деятельности. Надо просто стараться делать все как можно лучше, независимо от места работы.

http://tasstelecom.ru/

Comments

Leave a reply