Наверное, с уходом г-на Щеголева у Минкомсвязи “отберут” большую часть тех полномочий, которые ранее  позволяли регулятору зримо и ощутимо присутствовать на рынке связи. Осталось только понять и предположить, кто займет места “на палубе” третьего этажа здания Центрального телеграфа на Тверской улице в Москве. Хозяин основного кабинета уже определился – им стал г-н Никифоров, перешедший на работу министром из  республики Татарстан, где он занимал аналогичный пост, правда на региональном уровне. Реакция на это назначение, мягко говоря, была полярной. Особенно меня «позабавили» в этом отношении радостно-повизгивающие комментарии от «игроков рынка». Гм, господа, не бывает так, что назначение нравится всем. Но рассказывать о том, что «все чудесно» у нас любят. Просто операторам больше ничего не остается – надо изображать бурную радость, даже если на самом деле хочется плюнуть от души. PR – святое дело, ничего не поделаешь.

Полагаю, не секрет, что аппаратный вес нового министра равен нулю на федеральном уровне: в данном случае повторился “финт” с назначением человека без своей серьезной  команды, как и с г-ном Щеголевым. Правда, в случае с Игорем Олеговичем, если верить сайту компромат.ру, его “одиночество” длилось недолго – рядом быстро “нарисовались” весьма интересные и колоритные персонажи с соответствующими “компетенциями”. Какова будет ситуация у г-на Никифорова, можно будет понять только со  временем – потерпим примерно с годик. Однако, в отличие от г-на Щеголева он в отрасли все-таки разбирается. Кроме того, у него уже сложилось свое представление об окружающей реальности и телеком-операторах, присутствующих на рынке.  Кстати, интересная особенность: если у г-на Щеголева старт карьеры на министерском посту можно связывать с распределением частот для 3G-сетей для всей страны и, в частности, в столице, то у г-на Никифорова первое серьезное решение – это частоты для LTE. По ним первые выводы можно будет уже сделать.

Однако, функционал нового министерства все-таки будет скорректирован. Как мне недавно сказал один  коллега “с той стороны фронта”, “скорее всего, новому Минкомсвязи оставят только правотворчество – это будет не регулятор, а корректор: даже не координатор. ГКРЧ, скорее всего, заберут на уровень правительства, чтобы придать комиссии больше веса. Частоты уже “забрал” себе г-н Дворкович, все ИТ-направление передадут в управление администрации президента России [по применению информационных технологий и развитию электронной демократии], за  которым присмотрит г-н Щеголев. Кроме того, “отсекут” Минкомсвязи от всех управленческих контактов с  внеконкурсным исполнителем госпроектов – оператором “Ростелеком”. В итоге, статус нового министерства будет специально понижен, а все “молодые дарования” будут работать под контролем старших товарищей”. Это одно мнение, которое имеет право на жизнь. Другое подтверждает первое: по старой традиции 18 управлений администрации Президента очень прочно курируют ключевые министерства Правительства. Центр тяжести при принятии решений очевиден. Теперь он не в Белом доме 🙂

Давайте посмотрим, кто же будет замминистрами в новом министерстве. В то, что уйдет г-н Мардер верится с трудом – как мне подсказывают коллеги “это не ему нужна отрасль, а отрасли нужен он”. Он человек с  большим опытом работы и пониманием текущей ситуации – об этом косвенно свидетельствует хотя бы PR- атака, организованная по его поводу совсем недавно. С помощью медиалогии я насчитал несколько десятков  негативных материалов в разных изданиях, но не нашел ни одного критического аргумента для  “управленческого решения” в виде отставки. Какие-то там муссируются смешные поводы, говорить о которых  без улыбки даже не получится – они незначительны и значимого компромата на него нет. Полагаю, он  останется. А вот г-н Афанасьев, бывший советник Щеголева, Минкомсвязи уже покинул из-за скандалов с  приобретениями дорогостоящей недвижимости. Именно он курировал у г-на Щеголева “Ростелеком” и, видимо,  на этой должности все-таки не удержался. Новый “смотрящий” будет назначен в ближайшее время, и тогда-то  мы сможем оценить красоту композиции в ситуации “кто будет рулить мегачемпионом”. Кстати, текущее  руководство “Ростелекома”, скорее всего, в 2012 году поменяется несмотря ни на какие “золотые парашюты”. У нас так всегда – политические назначенцы меняются вместе с командой прикрытия. Уходит и г-н Массух. Но это тоже – политика. Я уж не знаю, по каким критериям его приглашал на работу предыдущий  министр, но его послужной список достаточно странный: около 13ти лет он работал в IBM, где его  “потолок” развития – директор департамента. По сути – из кресла в иностранной компании в кресло высокопоставленного чиновника, одного из “рулевых” отрасли связи. Это странно 🙂 Интересно будет, как сохранит свой пост г-н Маслов – “вечный администратор”, как его характеризуют коллеги по отрасли. Он “выжил” при г-не Щеголеве, хотя изначально находился в команде г-на Реймана 🙂

Отдельных представителей “команды Никифорова” мы пока оставим за скобками, поскольку невозможно точно  представить, кого отправят из Татарстана на помощь для управления Минкомсвязи. Крайний слух по поводу  назначений – это Денис Свердлов, который пока что возглавляет “Скартел”. Вроде бы он должен быть одним из замминистров г-на Никифорова. Поскольку в нашей стране возможны самые различные кадровые решения, попробуем представить, что из этого получится. В том, что Денис в отрасли разбирается, сомнений нет. Как и в том, что у него есть свои интересы 🙂 Но вот что случится тогда с Yota? По сути, это его проект и двух основных акционеров с огромным административным влиянием. Если его в нем не станет, то  замена, конечно, найдется. И, может быть, это будет к лучшему: для “Скартела” все равно намечается  “ломка” – скорее всего, проект прекратит набор своих пользователей (или продаст эту абонентскую базу) и сосредоточится на строительстве и обслуживании LTE-сетей для операторов “Большой тройки” (начнут с  “МегаФон”) и “Ростелеком”. Строить в “Скартеле” умеют, продавать получается чуть хуже. А сегмент  аутсорсинга сетей весьма перспективен и позволяет зарабатывать значительные средства, если потеснить здесь вендоров. Как с помощью рыночных механизмов, так и с помощью административных “пинков”. Тем  более, как я уже отмечал, ниши для своей игры у “Скартела” нет – слишком много денег на это необходимо.

В свое время одним из первых наркомов связи в СССР был Иван Терентьевич Пересыпкин. Он был для тех грозных времен непозволительно молод – всего 35 лет, а в тридцать девять (21 февраля 1944 года) он получил звание маршала войск связи. Сумеют ли нынешние руководители Минкомсвязи повторить подобный путь, пока что остается под вопросом. Времена сейчас другие. А люди?

Максим Букин   http://i-business.ru/

Exit mobile version