Бізнес

Телеком коррупция

2

Тема коррупции в России затрагивает все предприятия и организации, которым приходится взаимодействовать с чиновничеством. Частенько прослеживается невеселая тенденция — чем больше согласований, разрешений и прочих санкций приходится получать предпринимателю, тем больше средств придется потратить на взятки. В этом отношении операторы связи находятся в незавидном положении, так как вынуждены постоянно согласовывать свою работу с различными надзорными органами, да вдобавок еще и с муниципальными и районными чиновниками. Ну и не будем забывать об УК… Коррупция сопровождает провайдера с момента его появления на свет в качестве юридического лица. Она сопровождает все стадии его развития, развиваясь вместе с оператором связи, разрастаясь вместе с ним.

Регистрация и начало

Получение лицензии оператора связи. Данный этап включает в себя согласование проектов, принятие в эксплуатацию узла связи, наличие проекта на узел связи прошедшего государственную экспертизу в ФГБУ МИР ИТ. Так же на этапе проектирования должно быть определено расположение узла связи и организация линии до вышестоящего провайдера. То есть уже на первоначальной стадии будущий провайдер сталкивается с массой барьеров, которые зачастую легче всего обойти при помощи взятки.

Недаром сейчас многие предпочитают не регистрироваться самостоятельно, но обратиться к всевозможным консалтинговым компаниям. Официально данные конторы призваны избавить бизнесменов от бумажной волокиты и копании в законодательстве и регламентирующих нормах. Но на поверку иногда оказывается, что достучаться до нужного чиновника без помощи определенной «консалтинговой» компании невозможно.

После того как Вам несколько раз возвращали представленный набор документов, чиновник сочувственно говорит, что есть грамотные специалисты по оформлению документов, и берут они вовсе не дорого, после чего протягивает визитку, которая у него случайно завалялась. Надо ли пояснять, что упомянутая «консалтинговая компания» может быть в доле у данного чиновника, а то и вовсе принадлежать его семье.

Есть и более изощренный вариант коррумпирования чиновников. В приватной беседе автору рассказали о том, как чиновник в обмен на помощь в преодолении административных барьеров не мудрствуя лукаво попросил пристроить кого-то из родственников на хорошо оплачиваемую должность в компании провайдере. В общем-то если отбросить лирику и негативные эмоции, то может оказаться, что такой способ взаимодействия с чиновничеством более надежен и выгоден нежели разовые взятки.

Хотя, как показала практика, никаких гарантий он не даст, ибо конкуренты всегда могут купить чиновника повыше рангом. Известен случай, когда один из городских провайдеров вступил в достаточно теплые отношения с администрацией и предполагал, что все проблемы с чиновничеством у него решены. Однако он не учел того факта, что в муниципалитете много департаментов. Плотно подружившись с чиновниками от связи, провайдер не предполагал, что в соседнем департаменте по благоустройству готовится проект переноса воздушных линий связи под землю… Ну о воздушке мы еще поговорим ниже.

Первые шаги. Развертывание сетей на жилом фонде

Обычно при развертывании сетей о коррупционной составляющей вспоминали скорей в отношении ЖЭКов и прочих УК. Именно эти стражи интересов жильцов и хранители ключей от чердаков частенько видели в провайдерах источник дополнительного дохода.

Даже если они годами не занимались чердаками и тех.этажами, при разговоре о том чтобы установить туда какое-либо оборудование эти господа мгновенно вспоминают о том, что это зона их ответственности. И просто так они никого туда пустить не могут. Справедливости ради стоит упомянуть, что зачастую дело тут все же не в жадности, а в технической неграмотности. Многие сотрудники УК просто не понимают, что провайдерское «железо» не так уж опасно с точки зрения пожарной безопасности, а через оптический кабель электрический ток не идет.

Так или иначе, провайдерам частенько приходится успокаивать нервы таких вот хранителей чердаков. Где-то банальной денежной взяткой, где-то прозаической бутылкой коньяка. А кое-где попадаются более продвинутые домоправители, которые хотят бесплатный интернет и КТВ. Так решаются вопросы с ЖЭКами, малыми УК или с представителями небольших ТСЖ. Патриархальные методы, которые еще неплохо кое-где работают.

Однако прогресс не стоит на месте, и старые коррупционные схемы также понемногу трансформируются. Сегодняшние управляющие компании это уже не просто жадный управдом вроде персонажа Нонны Мордюковой в «Брилиантовой руке» («А кто не будет брать — отключим газ»). Современные УК уже куда более подкованы по юридической части если применяют коррупционные схемы, то делают это куда тоньше. Например, требуют от провайдера отчислений в фонд ремонта жилого фонда. А то и вовсе требуют самостоятельно проводить ремонт на подключенных домах. Последний вариант получил особенно широкое распространение в Украине — там управляющие компании совместно с администрациями районов активно привлекают провайдеров к таким ремонтным работам.

Все делается довольно просто. Сначала появляется группа недовольных жильцов (как правило, пенсионеров, мало смыслящих в телекоммуникациях), которые обращаются с жалобой в УК или в администрацию района. Суть претензий примерно одинакова — «проводов навешали», «сгорим все тут», «беспорядок тут навели», «накурили, наплевали и матом поругали», «слушают Голос Америки и ругают СССР». Далее частенько поднимается небольшая шумиха в местной прессе с заголовками вроде «Провайдеры разрушают дома». Следом выступает представитель УК или администрации района, который обещает покарать, взять под контроль и вообще прижать к ногтю. В итоге провайдеров могут обязать провести ремонт жилого фонда. Интересно, что средства на ремонт жилого фонда УК и так получает с жильцов — отчисления в фонд капремонта итак входят в квартплату. Куда деваются эти деньги, которые УК годами собирает с жильцов, если ремонт за свой счет проведет провайдер? Тайна сия велика… Но с виду все прилично и легитимно.

Другой способ сравнительно честного отъема денег у провайдеров это взимание платы за то, что его оборудование установлено на жилом фонде. Подробную схему данного метода я описывал в статье «В борьбу с провайдерами включается управляющая компания». Я не судья и не буду утверждать, что в том конфликте присутствует чей-то корыстный умысел. Но если говорить о теории, то очень удобный способ вымогания денег может получиться. Например, некая абстрактная УК создает некую абстрактную компанию, с которой заключает договор, в рамках которого данная компания имеет право взять под полный контроль все чердаки и тех.этажи. А провайдеров, которые работают на жилом фонде данной УК, обяжут заключать договоры с данной компанией и платить им деньги, по сути только за выдачу ключей и некий абстрактный учет и контроль.

Уровень города

От локальной коррупции районов и отдельных домов перенесемся на более высокий уровень — городской. Здесь есть имеют право на жизнь все схемы районного уровня, только размер откатов будет покрупнее. Но есть и свои особенности. Дело в том, что город — муниципальное образование, а значит, по собственному почину может вводить правила, отличающиеся от федеральных.

Самый банальный пример телекомкоррупции на уровне города это государственные контракты на организацию каких-либо телекоммуникационных сетей. Ну, например, видеонаблюдения. Один вариант — это проведение открытого конкурса на такие услуги. Конкурс размещается на сайте госзакупок, а затем организаторы терпеливо ждут пока кто-то из подавших заявку не сообразит предложить некий гешефт за победу. В случае если достаточно сообразительных не находится, конкурс сворачивается и объявляется, что не удалось найти подходящего подрядчика под проект.

Другой вариант — заявка, размещенная на госзакупках, появляется уже после того, как представители заказчика и подрядчика в кулуарах оговорили все будущие нюансы сделки. В таком случае конкурс есть не более чем фикция потребная для отведения глаз. Конкурсные требования заранее пишутся под конкретного подрядчика.

Второй вариант более совершенен, чем первый. Но есть еще и третий вариант. Под особо вкусные и выгодные проекты может быть создано предприятие, которое прямо или косвенно принадлежит тому же чиновнику, который отвечает за составление конкурсной заявки. Таким образом, чиновник не просто осваивает бюджетные средства, складируя часть из них в карман — он создает для себя компанию, которая будет приносить ему доход в будущем. Наиболее известный пример подобного дуэта — Лужков и Батурина.

Помимо получения прямой финансовой прибыли, коррупция может служить инструментом конкурентной борьбы на региональном рынке.

Например, воздушные линии связи на федеральном уровне не запрещены. Но после примера Республики Татарстан некоторые города решили явить свою муниципальную самобытность и запретить «воздушки». Нет, конечно, я не прокурор и не возьмусь со стопроцентной уверенностью утверждать, что вся идея с переносом воздушки основана на коррупции. Вполне возможно, что чиновники действительно не замечали огромного числа оптических и медных кабелей опутавших крыши городов за минувшее десятилетие. Но вот, наконец, они увидели эти кабели, осознали, что они портят вид городов, и начали выпускать постановления о переносе этих «соплей» под землю.

Но давайте представим, что есть в городе некий монополист, который владеет всей (ну или почти всей) подземной кабельной инфраструктурой города. Многие годы данный властелин подземелья не особенно и заботился о том, сколь популярен он у абонентов — огромные запасы получил он в наследство от связистов СССР и был уверен, что эти резервы обеспечат ему главенствующее положение на рынке связи. Но время идет, число альтернативных провайдеров растет, и число абонентов в сетях монополиста сокращается. И тут неожиданно руководство монополиста проводит ребрендинг и дает команду бороться за каждого клиента. И понеслось… Промоушен, агрессивная рекламная компания. И как-то так случайно совпало, что в то же время чиновники озаботились внешним видом городов. Я никого ни в чем не обвиняю, тем более что явной коррупционной составляющей тут как бы и нет. Просто одна очень близкая к государству контора получает огромные выгоды от действия государевых же людей на местах. Совпадение, наверное. А вот если бы имел место предварительный сговор, то это была бы классическая коррупционная схема крупной компании с представителями властных структур с тем чтобы получить конкурентные преимущества нечистоплотными методами. Замечу, что чаще всего подобные схемы применялись при захвате монополии на добычу каких-нибудь полезных ископаемых в странах Африки и других «банановых республиках». В развитых странах столь явные сношения государства с частным бизнесом отчего-то считаются неприличными и противозаконными.

Федеральный уровень

Здесь применяются те же схемы, только масштабы другие. И здесь в полной мере подтверждается идея о том, что на любого твоего друга в правительстве у конкурента может найтись свой друг — позубастее. Наверное, самым наглядным примером лоббирования чиновниками интересов операторов связи может служить раздел частот под стандарт 4G. Это увлекательное мероприятие мы можем наблюдать уже два года. И здесь в полной красе проявились те недостатки, что приносит отрасли коррупция.

Казалось бы что проще? Появляется новая технология, операторы связи стремятся как можно быстрее ее внедрить, чтобы получить конкурентное преимущество. Отрасль получает новый толчок к развитию. И к сегодняшнему дню многие мировые операторы уже вовсю наращивают свои LTE сети… Ну так то у них на загнивающем Западе.

У нас так не принято — сперва, надо с боярами договориться. В итоге ведущие российские мегателекомы и «Воентелеком» два года грызлись между собой за право строить эти сети. Выскочку Yota быстро осадили административным ресурсом и заставили играть на общих правилах. О том чтобы допустить к дележу пирога кого-то из небольших операторов даже речь не стояла. В итоге у нас загнулось достаточно перспективное направление WiMAX, а LTE строится со значительным отставанием от других стран. Остается надеяться, что к тому моменту как у нас получит распространение LTE, эта технология еще не окончательно устареет.

Впрочем от коррупции страдают и сами мегателекомы. Дело в том, что когда компания разрастается, она в чем-то перестает быть единым целым, распадаясь на различные подразделения и региональные представительства. И здесь появляются внутренние коррупционные схемы. Например, насколько мне известно, коммутационные ящики для одного из провайдера федерального уровня производятся на одном единственном заводе в Подмосковье. Поскольку оператор федеральный, то на транспортировку этих ящиков во все города его присутствия уходит масса денег и времени. Выгодней было бы хотя бы часть таких ящиков брать у сторонних поставщиков. Но оператор непреклонен. В итоге в выигрыше остается только тот заводик, который производит ящики и имеет постоянный заказ и серьезные объемы. По слухам, в четыре смены пашет.

Философский итог

Коррупция, к сожалению, не является чем-то необычным для нашего бизнеса — скорей это его неотъемлемая часть. И провайдеры здесь лишь часть общей печальной картины взяточничества и мздаимства. Картины нарисованной не вчера, а много веков назад. Я не знаю как победить коррупцию в нашей стране — с этой бедой еще Иван Грозный воевать пытался, а мне до него далеко. Просто интересно было бы узнать — какой процент общего ресурса от всех телекоммуникаций уходит на бесконечные откаты, попилы и теневые схемы. И как далеко ушел бы российский телеком, не мешай ему коррупция.

Полагаю, что с нашими пытливыми умами, создававшими пионернеты чуть ли не из патефонов и транзисторов, мы бы уже 5G вводили и 40 Гбитные каналы до сельских домохозяйств предоставляли…

Евгений Лобанов   NAG.RU

2 Comments

  1. … [Trackback]

    […] Here you will find 9484 more Info on that Topic: portaltele.com.ua/articles/business/2012-09-26-05-26-23.html […]

  2. … [Trackback]

    […] Read More Info here to that Topic: portaltele.com.ua/articles/business/2012-09-26-05-26-23.html […]

Leave a reply