Почитаешь аналитиков и, если не в курсе ситуации, то даже поверишь в то, что LTE пророчат не столько светлое будущее (в этом сомнений нет), сколько быстрое развитие в России. Усилиями “Скартела” (ну теперь уж можно говорить “МегаФона”) в стране есть фрагментарные сетки такого рода, но о массовом спросе пока речи не идет: у операторов нет желания, достаточного количества частот и, как не странно, финансовой заинтересованности в быстрой стройке. Да и проблемы со сторонними контент-сервисами еще не решены. О том, что инвестиционный горизонт в 4G раза в два больше, чем в 3G (цифры справедливы для России) вам скажет любой руководитель крупного оператора связи. Правда, если спросить его напрямик об этом, то ответ будет уклончивый – мол, переиспользование инфраструктуры, большая-огромная полезность новой мегаэффективной технологии для оператора, а также мировой тренд по переходу именно в 4G. Все верно. По данным GSA на 11 сентября 2012 г., в 45 странах мира насчитывалось 96 коммерческих сетей LTE, включая 10 сетей в непарном спектре (TDD). 338 операторов инвестируют в технологию LTE в 101 стране мира. К концу 2012 г. в мире, как ожидается, будет не менее 150 коммерческих LTE-сетей в 64 странах, что более чем в 3 раза превышает показатель 2011 г. Но России все это касается весьма в небольшой степени: в стране отсутствуют такие механизмы, как технологическая нейтральность, распределение частотного спектра на аукционах, совместное использование активной инфраструктуры (приемо-передающих устройств) и спектра; недостаточно проработаны на законодательном уровне механизмы взаимодействия базового и виртуального оператора (MVNO) и пр.
Но здесь есть простая аналогия – вместо Лады мы получаем качественно собранный Мерседес. Но чтобы его использовать нужно не только зарабатывать на качественный бензин и страховку автомобиля (помимо того, что надо научится рулить) – нужны еще нормальные дороги для спокойных поездок по делам. Чтобы они были без риска оставить подвеску в какой-нибудь яме на дорожном полотне. Так вот в России не хватает этих самых “дорог” – а точнее качественно почищенных частот для сетей LTE, на которых они, собственно говоря, и смогут показать все свои скоростные преимущества в десятки и сотни мегабит в секунду.
Так что вы, дорогие абоненты, с легким скепсисом и вежливо-недоверчивым прищуром глаз смотрите на всевозможные рассказы о скоростях, которые были достигнуты в той или иной LTE-сети по всему миру. Не трудно получить максимальные пиковые значения в 500 или даже 600 Мбит/с, когда в тестовой лаборатории или в демонстрационном фрагменте сети огромный “кусок” частот. Попробуйте сделать тоже самое в условиях ограниченной реальности коммерческих запусков 🙂
Отдельно надо вспомнить про LTE-Advanced, которую с помпой опять-таки анонсировали только в “Скартел”. Да, если сильно упрощенно, то главное преимущество технологии – возможность объединения несущих, как из одного, так и из разных частотных диапазонов в единую полосу для оператора связи. То есть пользователь даже не заметит, что работает в сети, склеенной из кусочков спектра в разных частотных диапазонах. Однако, работать эта технология сможет не раньше, чем операторы связи тупо очистят полосы частот от РЭС военного назначения. Так что запуск LTE-Advanced ничем рынку серьезным, как минимум в течение года, не грозит. Следовательно, ничего кроме желания “стать пионером” по внедрению этой технологии на своей сети, в данном случае не просматривается. Уж точно МТС или “ВымпелКом” от этого хуже не станет.
Вдобавок, операторы связи реально… не всегда отчетливо понимают что им делать с основными сервисами в сетях LTE. Сейчас наибольшее количество денег они получают от голосовой передачи информации, которую тарифицируют по секундам, помня о своем генетическом опыте телефонных компаний. Но сети 4G предполагают что все сервисы уйдут в “один канал” – в ту самую скоростную трубу из интернет-трафика, которую опсосы никак не могут качественно монетизировать. И спад от SMS-сервисов тогда компаниям сотовой связи покажется весьма незначительной проблемой – ведь будут падать доходы от голоса. По оценкам Informa Telecom & Media, снижение доходов сотовых операторов от использования их абонентами сторонних IP-сервисов (OTT), таких как Skype, достигнет в 2012 г. для Западной и Восточной Европы 3,9 и 1,6% соответственно. Ovum оценил потери от OTT-сервисов передачи сообщений в $13,9 млрд или 9% от общей выручки от передачи сообщений в 2011 г. Нехило.
И какие же есть варианты у провайдеров мобильной телефонии? Поднимать ценник на доступ в Интернет – не выход, он и так на грани возможного уровня оплаты от абонентов. Чуть задрать – и получим отказ от большинства услуг. Правда, есть возможность поработать с разделением различных видов трафика: брать больше денег за большую скорость. Как мне написали в Facebook “DPI спасет всех. Опсосы будут “умной трубой”. Хочешь все быстренько – заплати… например мегабайт “БЫСТРОГО” трафика будет стоить дороже или не войдет в абонплату”.
Что еще можно сделать? Тарифицировать VoIP как раньше голосовой трафик? Множество VoIP-сервисов сразу предложит пользователям более выгодные тарифы не только на межгород (это есть и сейчас), но и на местные звонки. Операторы не готовы оказаться в таком враждебном конкурентном окружении. Они попробуют монетизировать все дополнительные сервисы, которые сейчас работают в “их” сетях бесплатно. Вот те организаторы сервисов, которым в самом ближайшем будущем, надо будет выстраивать отношения с опсосами в индивидуальном режиме: мобильное ТВ и видео, мобильные онлайн-игры, мобильная коммерция, совмещенная с LBS, 3D-сервисом телеприсутствия (3D telepresence), видеоконференцсвязью и пр., мультимедийные рингтоны и т.д.
Непокорным заблочат каналы доступа до минимальных значений (начнут, полагаю, со Skype как самого известного) и на этом примере покажут что будет ждать все остальные компании с “недружественным интерфейсом”. Полагаю, здесь и до неформального картельного сговора недалеко. Ведь мир неуловимо меняется – на смену огромным фиксированным операторам связи, которые поставляли подавляющее большинство пользователей Сети, приходят операторы мобильные, которые не только полностью “знают” своего клиента со всей его статистикой потребления, но и могут контролировать его устройство доступа (смартфон или модем), а также сами устанавливают “правила поведения” в “своем” сегменте сети Интернет с десятками миллионов пользователей. Так что контент-сервисам придется делиться – без вариантов.
Правда, уверены аналитики J’son & Partners Сonsulting, у наших операторов связи это не самая первая головная боль на ближайшие 2-3 года. В России пока что можно зарабатывать просто на передаче данных в сетях мобильной связи – это останется основной услугой, приносящей операторам львиную долю доходов. “Рынок VAS на сетях LTE, а впоследствии и на сетях LTE-Advanced будет ограниченным до тех пор, пока проникновение мобильных устройств и зона покрытия сетей не превысят определенный «критический порог»”, – пишут они в своем отчете. А дальше – да-да, неконтролируемый взрыв сервисов с одновременным падением доходов опсосов и, как вариант, жесткие санкции против них. Операторы, конечно, попробуют разработать свои аналоги таких сервисов (есть Мультифон, будут и другие), а также постараются “заводить” пользователей на свои порталы контент-сервисов (Omlet.ru, Trava.ru, Zabava.ru). Вот только насколько успешно у них это получится?
Максим Букин http://i-business.ru/