Технології

«Мы зарабатываем на мошенниках. Каждый день».

1

Рынок контент-услуг в России такой странный, чудесный и… контролируемый операторами связи. Все эти сервисы, оказываемые «крупными компаниями с безупречной репутацией» очень хорошо монетизируются именно провайдерами услуг связи — ни о какой независимости речи не идет. Именно им принадлежат короткие номер, их биллинг обсчитывает (и частенько ошибается) все запросы абонентов и именно они «карают» своих «нерадивых» партнеров. Как же чудесно это работает. Получить один и тот же короткий номер у операторов «Большой тройки» нереально — его можно только «пробить» (воспоминания о некоторых битвах такого рода есть в моей коллекции). Но этот процесс уже закончился — короткие четырехзначные номерки разобрали и оформили их в длительную аренду на белые и пушистые компании «первого эшелона». На них никогда нет никакой грязи, непонятных сервисов и услуг, а также долгов по аренде. Ибо оператор своему слову хозяин — будет контент-провайдер вести себя прилично и не зажимать деньги, значит номер будет у него в длительном владении. Будет вести себя плохо — мгновенно номер отнимут и передадут другому.

Говорить про «белые» сервисы смысла нет — всевозможных картинок и мелодий, информационно-развлекательных сервисов, игр, медиа-интегрированных проектов, сервисов знакомства и общения множество. Это буквально тысячи проектов, среди которых кроется множество нелегальных, сомнительных (подписки у МТС, услуга «Настроение» у «МегаФон» и т.д.) и откровенно мошеннических.

Надо отдать должное операторам — они стали более внимательно прислушиваться к своим клиентам, когда тем что-то реально не нравится в контент-сервисах. То есть деньги по заявлению они возвращают, есть и услуги запрета отправки платных SMS на короткие номера (но их не рекламируют и практически никогда не подключают «по умолчанию). Они же блокируют частные номера за спам, короткие номера (только происходит это несоизмеримо реже — несколько десятков в год, не больше). Вот только проблем не становится меньше — и все потому, что операторам выгоден поток в том числе и сомнительных сервисов. И все разговоры о том, что они, мол, каленым железом будут выжигать такие услуги — не более чем PR-эффект для впечатлительных клиентов. Тем более, что все сомнительные сервисы организуются чужими руками. В смысле руки могут быть одни и те же, но формально это разные компании. Не операторы связи. Часто даже идя на организацию сомнительных сервисов (ну, к примеру, массовых SMS-рассылок, которые однозначно нарушают закон о рекламе), оператор заранее закладывает для своего «партнера» необходимость внесения суммы возможного штрафа, которым оператора может огорошить ФАС. И все равно для обоих такое взаимодействие — весьма выгодно: абонентов много и они восприимчивы к «информационным сообщениям» от своего провайдера. Они, к сожалению, воспринимают их как полезную информацию, а не как глупую рекламу.

Cамый интересный момент в этой ситуации — санкции, которые оператор связи может применить к своим «партнерам». Отдельно отмечу, что контролирующие органы на оператора могут наложить только штраф в несколько десятков тысяч рублей, да и то если абоненты в буквально смысле завалят эти органы конкретными жалобами с примерами, для чего им, часто, надо провести небольшое расследование.

Но вернемся с операторам — еще в 2010 году на этот счет у МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» было сломано множество копий — операторы закончили переоформлять типовые договора и на сегодня контент-провайдер «вполне может лишиться значительной части своей выручки», как мне рассказывали ответственные сотрудники по борьбе с фродом операторов связи (причем, люди они, в своем большинстве, ответственные и приятные). но какова механика штрафов? Из сотни рублей, заплаченных абонентом, половина уходит оператору связи. Половина «распыляется» между арендатором короткого номера, субпровайдерами первой, второй и даже третьей линии. В случае обнаружения фродового сервиса больше всего страдает арендатор короткого номера — именно он будет платить штраф. Который он, конечно, добирает со своих субагентов. Им не остается вообще ничего 🙂 Оператор же возвращая деньги пользователю получает несоизмеримо больше — штрафы сверх суммы уплаченной партнерам.

К примеру, «МегаФон» за 2011 год выставил 126 штрафов. Сомневаюсь, что они были по 10 тыс. руб. Скорее уж по миллиону. Помнится в свое время МТС штрафовала за использование обманных схем несколько крупнейших контент-агрегаторов, таких как «Контент-провайдер «Первый Альтернативный» (на сумму более 40 млн. рублей), «ИнкорМедиа» (порядка 20 млн. рублей), «Нева Лайн» (более 15 млн. рублей) и других поставщиков контента. Дело давнее, но суммы — показательны. Сомнительно, что они с тех пор уменьшились — рынок фрода постоянно растет. На этом фоне отдельные миллионы, которые возвращены абонентам, смотрятся… сиротливо. Все остальное, понятное дело, компании мобильной связи оставляют себе. При этом операторы рапортуют о том, что они возвращают своим клиентам 2-5-9 млн. но именно рублей, а не долларов. И то — за квартал или год. Суммы смешные по оборотам теневого рынка VAS, который только в России тянет на десятки миллионов долларов в квартал. В частных беседах сотрудники операторов говорят о том, что эти деньги идут на совершенствование систем защиты от фрода. Неужели наши операторы «Большой тройки» защищают абонентов… за их же деньги? То есть проблема создана, взята под контроль и теперь на фродовых деньгах выстраивается система защиты? 🙂 Действительно, деньги — не пахнут.

Максим Букин    http://i-business.ru/

1 Comment

  1. … [Trackback]

    […] Read More here to that Topic: portaltele.com.ua/news/technology/q-q-99.html […]

Leave a reply