Главными драйверами в мировом технологическом секторе сегодня являются глобализация и рост населения планеты. Томас Фридман в своей книге «The world is flat» пишет, что образовавшиеся средние классы в развивающихся странах (например, БРИКС и «Азиатские тигры») желают и готовы создавать стиль и стандарт жизни не хуже, чем в богатых и развитых странах. Современные средства массовой информации увеличили степень осведомленности жителей планеты об экономиках других стран и собственном положении в глобальной иерархии.
Мировое распространение компьютеров и интернета достигло точки невозврата. Желание людей на планете жить в более экологически чистом районе, городе, стране и мире становится одним из основных драйверов глобального роста. Беднейшие представители планеты борются за доступ к электричеству, свету, чистой пресной воде и медицинское обслуживание. На более высоком уровне социального развития упомянутые выше средние классы развивающихся стран могут себе позволить высокотехнологичные продукты и сервисы, двигаясь в сторону называемого Фридманом «Flat world». Спрос на экологию, экономию природных ресурсов, энергосбережение также появляется в процессе социального развития общества.
Глобальный интерес к Cleantech начал формироваться с начала 1990-х годов. Существуют два основных тренда в Cleantech:
Снижение стоимости «чистых технологий», к примеру, снижение стоимости кВт получаемой энергии из альтернативных источников
Растущее понимание того, что гигантские потери энергии и невозобновляемых природных ресурсов происходят по пути ее получения
Сегодня Cleantech – это третий по величине сектор мировых венчурных инвестиций после IT и биомедицины. Во многих странах поддержка компаний и инициатив в Cleantech секторе осуществляется государством. Это позволяет снизить риски и барьеры адаптации к этому сектору для Private Equity фондов.
Рост инвестиций в Cleantech в последнее десятилетие обусловлен следующими причинами/факторами:
— Глобально растущий спрос на электроэнергию, следующий за этим рост цен на производство энергии и озабоченность относительно энергетической безопасности государств и частного бизнеса.
— Быстро растущий уровень жизни в развивающихся странах (развитие производства и пр.) создает крупные экологические проблемы. Уровень беспокойства относительно необходимости решения данных проблем нарастает.
— Развитие национальных и международных нормативных актов, регулирующих выбросы CO, идет полным ходом. Страны и регионы будут регулировать выбросы углекислого газа – это лишь вопрос времени, как и создание всемирного режима «торговли» выбросами CO;
— Стоимость технологий будет оставаться основным барьером внедрения и развития Cleantech. Инвестиции, сделанные за последние десятилетия, начинают окупаться. Новые экологически чистые технологии постепенно становятся конкурентоспособными.
К сожалению, рост инвестиций/сделок в Cleantech в последние годы не сопровождался пропорциональным ростом exits. Главная причина в том, что большинство инвесторов недооценили время, требуемое для создания конкурентоспособных технологических решений.
Наглядный пример приведу из сектора солнечной энергетики: компании сектора все еще продолжают бороться за то, чтобы сравняться с классическими источниками электроэнергии (grid) по уровню цены за кВт. Перенасыщение инвестициями большого количества компаний солнечной энергетики (Solyndra, заявившая о банкротстве, собрала более 1 млрд. долл. венчурных инвестиций) усугубляет проблему. Технологии аккумуляторов/батарей – один из самых многообещающих секторов Cleantech – показали устойчивое улучшение за последнюю декаду, но ничего революционного. Во многих секторах Cleantech инвестиции, которые, казалось, ранее были сделаны преждевременно, сегодня на низком старте. Сейчас существует несколько больших инвестиционных возможностей мировом Cleantech.
Оценки компаний во многих секторах Cleantech, особенно на Seed-стадиях, занижены. Anup Jacob, партнер фонда Virgin Green Fund, считает, например, что оценки компаний в секторе солнечной энергитики (в частности, поздних стадий развития) опустились на 50-80% со времен кризисного 2010 года. В свою очередь Kevin Skillern, управляющий директор GE Energy Financial Services, также говорит, что оценки компаний солнечного и ветряного секторов снижены на 50-70%. Я предполагаю, что многие стартапы, несвоевременно получившие значительные инвестиции, в настоящее время выходят на рынок с более развитыми технологиями в нужное время, что позволит им удовлетворить рыночные потребности. Мои слова относятся главным образом к энергоэффективности, очистке/опреснению воды, накоплению энергии, биотопливу, а также, в отдельных случаях, к альтернативным источникам энергии.
Сочетание драйверов роста и факторов, описанных выше, означают значительный потенциал роста в секторе Cleantech. Однако стоит отметить, что данный сектор мировой экономики все еще находится на ранней стадии жизненного цикла.
Данила Шапошников http://i-business.ru/
… [Trackback]
[…] Read More Information here to that Topic: portaltele.com.ua/news/technology/l-r-149.html […]