Технології

Cферическое LTE в вакууме

0

В апреле лидер оппозиции в правительстве Австралии Тони Эббот вызвал на себя гнев продвинутой общественности словами, произнесенными им в отношении разворачиваемой в стране национальной сети ШПД. Слова звучали так: «25 Мбит/c более чем достаточно для среднестатистического домохозяйства».

Этим признанием господин Эббот моментально заслужил себе не очень почетное место в зале славы близоруких людей — наряду с Биллом «640-килобайт-памяти-это-больше-чем-может-кому-то-потребоваться» Гейтсом.

Однако точка зрения господина Эббота — это не бред политика, от которого стоит отмахнуться. Это — систематическое мировоззрение, которое зачастую разделяют технари и телеком-компании по всему миру. «Я лучше знаю, кому что надо, потому что я этим занимаюсь», — вот их кредо.

История с австралийским чиновником всплыла в моей памяти во время прошедшей конференции ComNews LTE Russia & CIS 2013, где проблема внедрения LTE в России обсуждалась со всех мыслимых сторон… только не с пользовательской.

Операторы говорят об удавке у себя на горле — дескать, как развивать сети, если они не окупятся какой-либо убойной услугой, упуская тот момент, что killer app на лоскутной, недоделанной сети нормально и не запустишь. Или вот еще мнение: пока в LTE нет голоса, то сети эти будут строиться медленно и печально, как когда-то происходило с 3G. И хотя правды в этих воззрениях много, в них есть и некоторое кокетство, потому что многие игроки телеком-рынка сейчас уверяют, что HSPA+ обычному пользователю за глаза хватает, и есть ли смысл инвестировать в технологию, апогеем которой является двукратное увеличение скорости передачи данных?

Кто-то говорит, что не хочет быть трубой. Вендоры закатывают глаза и стонут, что им очень трудно делать мультимодовые смартфоны при текущей неразберихе с полосами частот и стандартами четвертого поколения. Регулятор хочет как лучше, чтобы 100 Мбит/c каждому жителю страны достались неважно каким образом, и плевать им на капитализацию. Одни считают, что модемы убыточны, другие — что, напротив, смартфоны низкомаржинальны. Третьи бьются в истерике из-за тарифов и что соты не резиновые.

При этом оправдания есть всегда и у всех. Дескать, пользователи у нас привыкли платить за высокоскоростной проводной Интернет сущие гроши, как мы им объясним, что за то же самое на мобильнике надо платить в два-три раза дороже? Как мы продадим смартфон с Unique Selling Points, если абонентам все равно и они не понимают разницы между Sony Xperia Z и Sony Xperia Z LTE, за которую надо доплатить несколько тысяч рублей?

Между тем, если присмотреться, на российском рынке никто исследованиями этого вопроса в широких общественных слоях не занимается. Своих Nielsen и Accenture, которые за деньги операторов и компаний проводят опросы относительно перспектив новых технологий, у нас нет. Наши исследовательские компании интересуются исключительно объективной стороной вопроса — предложением операторов, проникновением, техническими возможностями и т.п.

А потом появляются люди, которые за нас с вами уже все решили — что нам нужно и как. Сколько мы готовы заплатить, сколько скачать, чем и как часто это делать. При этом особенно нашим мнениям не интересуясь.

Вот и получается, что развитие LTE у нас происходит в некой другой, параллельной вселенной, в которой пользователя вычли за ненадобностью. У телекоммуникационной индустрии и без того ведь головной боли хватает: разборки с регулятором, вычисление бизнес-кейса, прессующие сверху акционеры, технические рамки, договоренности с вендорами и т.п. Жизнь бурлит и весьма бурно. Что-что? Пользователи?.. Отстаньте, не до них.

А пипл, как говорится, хавает. Расчет такой, что под правильным соусом съедят все. Или поголодают. Голодали же с 3G? Выжили? Тогда полет нормальный.

Что же нужно среднестатистическому российскому абоненту для счастья, не знает никто. За него заранее решили, что он ни во что не вникает, категорически не хочет платить, ковыряет ребром динозавра у себя в зубах и изредка выходит в Facebook.

Почему? Потому что попытка это выяснить и систематизировать знание только добавит хаоса в непростую ситуацию, в которой оказались операторы с LTE. Решение развивать эту технологию изначально было больше политическим, и отношение к самому процессу — такое же, для галочки. Проверить это просто: знали бы что делать и хотели бы делать, не получили бы 700 тыс. абонентов LTE по всей России, при наличии сетей в городах-миллионниках.

Много у нас Гейтсов и Эбботов, которые решили, что 64 кбит/c для проверки почты — это то, что доктор прописал.

Дарья Лютцау    http://comnews.ru

Comments

Leave a reply