Мобильная связь часто не доступна даже на федеральных трассах в России. И не надо мне показывать исследования регулятора, который говорит, что “дырки” есть у всех, но не более чем на 20-30% протяженности автомобильных и ЖД-трасс. Кто не верит – может взять с собой мобильники с SIM-картами трех “федералов” и отъехать за пределы московской области – сразу ощутите всю прелесть отрыва от цивилизации “на ровном месте”. Мешает этому нежелание инвестировать деньги впустую со стороны операторов связи и административные барьеры со стороны “смежников”. Как-то недавно я решил провести банальный пользовательский эксперимент, “засев” в вагоне-ресторане “Сапсана” и включив мобильный модем, куда ставил SIM-карты компаний «Большой тройки», проехал половину пути из Питера в Москву. Результаты были, мягко говоря, ошеломляющими. Сигнал от сотовых сетей был только в населенных пунктах, а между ними доступ в сеть “притухал” до полной неработоспособности. Данные качались медленно, а голосовые вызовы были далеко не идеального качества, да и сигнал «Нет сети» появлялся достаточно часто. А, казалось бы, экспресс ехал по территории тех областей, где мертвых зон не должно быть в принципе.
Видимо, такая ситуация сохраняется здесь до тех пор, пока г-н Президент или Премьер-министр не проедут на поезде или машине из Москвы в Питер или обратно и не обратят свое внимание на то, что такая ситуация, мягко говоря, не совсем идеальна с практической точки зрения.
Как я помню, такое внимание было с федеральной трассой “Амур”, по которой г-н Путин путешествовал сразу на трех «Ладах-Калинах». Связь-то с миром у него была (через оборудование ФСО и президентскую спутниковую связь), но работой операторов мобильных он был недоволен. И вполне справедливо. Таким образом, как только было выражено “высочайшее неудовольствие”, стройка началась практически коммунистическими темпами с опережением графика. Мало того, операторы “Большой тройки” отринули свои личные предпочтения и смогли-таки договорится о совместном использовании инфраструктуры – размещении передатчиков на одних мачтах для базовых станций, чуть ли не помогали друг другу с магистральными каналами связи и т.д.
Но что получилось в реальности? Вкопали 102 антенно-мачтовых сооружения, на которых “подвесили” по 32 БС от МТС и “МегаФона” и 38 – “ВымпелКома”. Всего же на трассе работает 283 БС. Формально – все запустили. Но, не смотря на то, что проложено полтысячи километров сетей электропитания, не получилось даже такой мелочи, как организовать постоянное электропитание на всех БС вдоль трассы “Амур” 🙂
Операторам “Большой тройки” пришлось за свой счет закупать дополнительные дизельгенераторы (треть от БС работают в автономном режиме) и заправлять их топливом для круглосуточной работы. Вообще, так можно работать только во время аварий, поскольку стоимость топлива велика и никакой прибыли для оператора, при такой “работе” просто нет – одни убытки. Но это же политический момент, поэтому на стоимость никто не смотрит. Ситуацию до нового года, конечно, исправят, но осадочек останется 🙂 Ветряки там чтоли надо было поставить или солнечные батареи? Хотя, нет – это оборудование быстро бы разворовали.
Интересно, реально ли сделать так, чтобы пользователи крупных операторов связи смогли получить нормальный сервис на всей протяженности федеральных автомобильных дорог и ЖД-магистралей? Что для этого необходимо? И выгодно ли это операторам связи?
Начнем с первого – в принципе, да, выгодно. В каждом поезде найдется не один десяток обладателей нетбуков и смартфонов, которым вполне интересно потреблять услуги data-трафика. Кроме того, голосовые вызовы и, особенно, SMS реально помогают сократить скуку в пути. Особенно это интересно с точки зрения внутрисетевого роуминга. Особенно таких пользователей много в пригородных электричках и поездах-спутниках, которые соединяют мегаполисы с ближайшими районными центрами, которые находятся на расстоянии 50-200 км от них. Добавлю сюда и достаточно большой поток междугородних автобусов, в которых перемещаются сотни тысяч человек ежедневно – и сотовая связь есть практически у каждого из них. Хотспоты в салоны такого транспорта пока еще никто ставить не догадался, но это только в России – в Европе это стандартный сервис.
Второй вопрос – это, конечно, инфрраструктура. По идее, можно сэкономить на базовой комплектации станций сотовой связи, уменьшив количество их рабочих секторов и установив диаграмму направленности антенн жестко вдоль дорог и ЖД-полотна. Кроме того, мачты для базовых станций вполне реально рамзещать около ЖД-трасс, где им гарантирована безопасность (их можно размещать на переездах), быстрый подвод электропитания и магистральных каналов фиксированной связи. Я помню такой проект был у “Русских башен”, но как-то он в реальности так и не был воплощен – возможно, только пока. Но совместное использование инфраструктуры здесь только и возможно: когда ваши затраты ровно в три раза меньше от планируемых и возможных, это серьезный аргумент для превентивного строительства в сложных местах.
Ну и, в третьих, реальное содействие со стороны владельцев земельных участков для размещения антенно-мачтовых сооружений (к примеру, неплохо было бы “пробить” в этом отношении позицию той же РЖД) и разрешительных органов в части ускорения процесса строительства и его грамотного оформления в юридической плоскости. Ведь на подобной инфраструктуре можно размещать, к примеру, системы видеонаблюдения, монтировать передатчики WiMAX для охвата небольших населенных пунктов (как в свое время хотели в “Транзит Телеком”) и т.д.
Вот ситуация с трассой “Амур” – яркое тому подтверждение: даже при внимании первых лиц государства быстро и качественно сделать все не получилось. Необходимо либо специальное решение по этому вопросу, либо типовой проект задач для всех участвующих в нем сторон – чтобы сети хотя бы 2,5G, но были доступны автомобилистам и пассажирам поездов. Все равно VSAT в таком транспорте нам в ближайшее время не светит – а заработать на активности пассажиров можно уже сейчас.
Пока же эти деньги никто не берет.
Максим Букин http://i-business.ru/