Технології

Семь бед — один ответ: ИТ и ураган Ирина

0

Ровно десять лет назад мне выпала честь открывать «Компьютерру» статьёй о роли ИТ в событиях 11 сентября (см. КТ #412). Листая сегодня те страницы, понимаешь, что изменилось неожиданно много. Другими были скорости, всего лишь приятной добавкой к проводной телефонии — сотовая связь, социальные сети отсутствовали как класс! И надо такому случиться: декаду спустя на финансовый центр Соединённых Штатов вновь обрушилось бедствие. Воскресным утром, когда собирался материал для этой колонки, тропический циклон Ирина — хотите, называйте его Ирэн, Айрин или исходным Irene — направлялся к восточному побережью США. Нью-Йорк, избегавший сравнимых по мощности ураганов больше столетия, Вашингтон, Бостон и десятки других городов фактически были переведены на чрезвычайный режим.

Отменены больше 9 тысяч авиарейсов (в Нью-Йорке закрыты все три главных аэропорта), прекращено железнодорожное сообщение, блокировано метро, остановлен наземный городской транспорт. Под вопросом открытие Нью-Йоркской фондовой биржи, и только из прибрежных районов NY, считающихся зоной особого риска, принудительно эвакуированы 370 тысяч человек. Кульминацию ждали в воскресенье: ураганный ветер и тропические ливни (местами ожидалось до 40 см. осадков) могли привести к тому, что между небоскрёбами Манхэттена прокатила бы свои воды Атлантика…

Суббота, вечер. Манхэттен в ожидании урагана Irene. Улицы пусты, магазины закрыты, спекуляция товарами первой необходимости - водой, фонарями, топливом - приравнивается к преступлению. Последний раз город подвергся прямому удару тропического циклона в 1821 году: четырёхметровые волны приносили корабли на центральные улицы

Суббота, вечер. Манхэттен в ожидании урагана Irene. Улицы пусты, магазины закрыты, спекуляция товарами первой необходимости — водой, фонарями, топливом — приравнивается к преступлению. Последний раз город подвергся прямому удару тропического циклона в 1821 году: четырёхметровые волны приносили корабли на центральные улицы

Запертым по домам американцам не привыкать к погодным эксцессам, но, пожалуй, никогда раньше цифровые технологии не играли столь важную роль в их жизни. Телефон в классическом понимании — как аналоговое устройство с подведённой к нему наземной линией — доживает в США последние годы. Уже сейчас от четверти до трети домохозяйств, имеющих телефонный номер, связаны с внешним миром только через мобильник (см. «Австралия и США прощаются с телефоном»). В таких условиях требование надёжности сотовой связи — уже не прихоть абонентов: сеть должна выдержать ярость разбушевавшейся матери-природы, равно как и суметь совладать с последующей перегрузкой со стороны пользователей.

По словам специалистов, за последние десять лет сотовая связь прошла две эволюционных ступени. К сожалению, изменения коснулись в основном скорости передачи данных, и лишь в небольшой степени — ёмкости, которая по-прежнему остаётся неудовлетворительной. Да, в сетях 4G есть техническая возможность разнести голос и данные на разные каналы, что, теоретически, должно ослабить конкуренцию между теми, кто использует сеть для доступа в Интернет, и желающими просто поговорить. Но 4G даже в Штатах пока остаётся лишь приманкой для доверчивых обывателей (фактически таких сетей почти нет).

Так что, имея возможность подготовиться к перегрузкам, как в случае с Ириной, операторы оснащают ключевые станции автономными источниками питания и выводят на улицы дополнительные мобильные соты. Если же такой возможности нет и случился аврал, пользователи мобильников оказываются в той же ситуации, что и десять лет назад. Во вторник восточную часть США тряхнуло 6-балльное землетрясение: инфраструктура не повреждена, но немедленная перегрузка сотовых сетей оставила без связи миллионы, местами — на несколько часов.

Впрочем, мобильники тоже эволюционировали. Смартфоны, в начале нулевых только появившиеся на прилавках, к настоящему моменту если ещё и не стали доминирующим видом, то без сомнений станут им в ближайшие два-три года. Что замечательно, они сохраняют ценность даже при отсутствии сотовой связи. Поток данных легко перенаправить на домашний Wi-Fi, а часть приложений полезны и автономно, если дом останется вовсе без внешних коммуникаций в результате наводнения или поломки энергосети. Например Android-приложение от FEMA (аналог российского МЧС) содержит карты и адреса укрытий, набор подробных инструкций для оказавшихся в чрезвычайной ситуации. Оффлайновый режим работы здесь предусмотрен специально, чтобы люди, оставшись без связи, не остались и без информации.

Похожие приложения есть и для других платформ, причём как бесплатные (вроде iOS-разработки от американского Красного креста), так и платные, написанные частными лицами и компаниями. Параллельно идёт работа над аналогичными программами для социальных сетей. Так, властями объявлен конкурс с призом в 10 тыс. долл. на Facebook-приложение.

Социальным сетям в разворачивающейся драме отведено особое место. То, что Facebook и Twitter заменили телевидение, став самым оперативным источником информации о происходящем на местах, больше не удивляет: вот уже год или два каждый катаклизм, в особенности социального происхождения (вроде недавних лондонских волнений, см. «Как управляли беспорядками в Лондоне»), скрупулёзно фиксируется твит-потоками и постами в тематических группах Facebook. Не стало исключением землетрясение во вторник (десятки тысяч твитов в первые же минуты после толчков) и приход Ирины.

В последнем случае имело место забавное происшествие. Твит-аккаунт Irene, сразу же вовлечённый в водоворот событий, изначально никак не был связан с ураганом. Это частный аккаунт, принадлежащий жительнице Нью-Йорка Irene Tien. Но — воля случая! — она трудится в фирме, занятой вопросами коммуникаций бизнеса и публики через социальные сети. Неудивительно, что Айрин быстро превратила свою страничку в своеобразный пресс-центр, где с помощью коллег публикует последние сведения о разгуле стихии.

По данным Красного креста и Reuters, каждый пятый американец считает социальные сети заслуживающим доверия источником информации о катастрофах, и каждый четвёртый пользуется ими для связи со своими близкими после того, как прямая угроза минет

По данным Красного креста и Reuters, каждый пятый американец считает социальные сети заслуживающим доверия источником информации о катастрофах, и каждый четвёртый пользуется ими для связи со своими близкими после того, как прямая угроза минет

Но вернёмся к теме. Ещё лондонские беспорядки дали понять, что социальные сети с равным успехом могут использоваться и на благо, и во вред человеку. Текущие события в Штатах проявили двойственность натуры соцсетей особенно ярко. С одной стороны, Twitter и ему подобные — несомненное благо. Мало того, что информация с мест позволяет следить за развитием ситуации в реальном времени. Уже к началу выходных практически все государственные веб-сайты, прямо предназначавшиеся для поддержания терпящих бедствие, легли, не выдержав наплыва посетителей. Общение через социальные сети с успехом заменило этот традиционный канал поставки жизненно важных сведений.

Однако через тот же Twitter распространяются и просто слухи, в кризисной ситуации разрастающиеся лавинообразно и подстёгивающие массовую истерию. Вероятно, когда непосредственная угроза пройдёт, именно социальные сети обвинят в разжигании панических настроений. Уже сейчас многие комментаторы называют Ирину ураганом Hype (англ. надувательство, обман): принятые меры безопасности кажутся им неадекватно серьёзными. Тем более, что за время движения урагана от Багамских островов до побережья Соединённых Штатов, метеорологи понизили его категорию с третьей (почти самой опасной) до первой.

Спасатели предупреждают: судить об опасности урагана только по его категории нельзя. Даже заметно ослабев по части ветра, Ирина ударит ливнями. Ожидается, что в результате наводнений и обрывов линий электропередач, миллионы человек останутся без электричества (как выяснится позже, угрозу даже недооценили: уже к утру понедельника без света будут сидеть четыре с лишним миллиона американцев). Чтобы избежать паники с наступлением «блэкаутов», власти при поддержке компаний сотовой связи несколько дней вели разъяснительную работу среди населения.

SMS вместо звонков, телевидение в качестве главного источника информации, сводки погоды и новостей через смартфоны и планшетки после пропадания электричества: точно зная, как следует действовать, обыватели сохранят спокойствие.

К счастью, на этот раз обошлось. Ущерб (пока) оценивается в 3 млрд. долларов, в разы меньше предполагавшегося. Число погибших на данный момент — около 20 человек, ничто по сравнению с сотнями тысяч жертв, которые уносят ураганы в странах третьего мира. Массовых отключений сотовой связи удалось избежать, но здесь самое неприятное ещё впереди: Федеральное агентство по связи (FCC) предупреждает, что многие сотовые станции в затопленных районах работают на резервных батареях и в ближайшее время могут выйти из строя.

Евгений Золотов http://ibusiness.ru/

Comments

Leave a reply