ПЗ

Для чего Microsoft ограничивает доступ к Windows 8?

1

Времена, когда Microsoft была главным кошмаром ИТ-индустрии, давным-давно прошли. Остались где-то там, в девяностых, нечестные приёмы вроде интеграции Internet Explorer в самую популярную операционную систему, никто больше не призывает поделить корпорацию на части, и даже срок наблюдения за Microsoft по антимонопольному разбирательству истёк год назад. Однако откройте новости: Mozilla Foundation, перу которой принадлежит одноимённый веб-браузер, обвиняет империю Стива Балмера в том же самом, в чём обвиняли её лет пятнадцать назад Netscape и другие. А именно в попытках задавить своей тушей мелких игроков на браузерном рынке.

Чтобы понять суть обвинения, озвученного представителями Mozilla на прошлой неделе, стоит вспомнить как устроена восьмая версия Windows и в каком виде она попадёт на прилавки. В апреле Microsoft обнародовала план выпуска системы в трёх вариантах: Windows 8 и Windows 8 Pro ориентированы на x86-совместимые устройства (пока это главным образом персоналки, но в будущем и планшетки), тогда как третий вариант, Windows RT (бывшая Windows on ARM), предназначается для устройств с ARM-совместимыми процессорами (см. «Святая простота Windows 8»).

На всех вариантах системы пользователям будут доступны два вида интерфейса: новый тайловый Metro (тот самый, где экран делится на небольшие квадратики — тайлы, черепицу) и так называемый классический оконный, оставленный для совместимости с существующим программным обеспечением. В процессе написания приложений для Windows 8 и 8 Pro, разработчики вправе сами выбирать, какой интерфейс использовать: новый или классический. А вот на Windows RT такой свободы у них уже не будет. Для Windows RT писать программы можно только с использованием нового интерфейса Metro. Доступ к классическому, оконному, останется лишь у самой Microsoft. Которая намерена этим воспользоваться и укомплектовать Windows RT версиями Internet Explorer 10, MS Office и «Проводника».

Но что за беда если софтверный гигант обязывает разработчиков пользоваться новым интерфейсом? Тонкость тут в том, что сторонним девелоперам перекрыли доступ не только к функциям, отвечающим за рисование «окон», но и к тысячам других «классических» функций, доставшихся Windows 8 в наследство от предыдущих версий системы.

Говоря просто, Microsoft скрыла от конкурентов часть важной информации о своей новой операционной системе. И воспользовалась этой информацией, чтобы получить преимущество. Ведь из всех браузеров, работающих на Windows RT, только Internet Explorer 10 будет иметь полный доступ к классическим системным функциям. Остальным браузерам придётся довольствоваться новыми, пока ещё не изученными, возможно сырыми и ограниченными функциями Windows 8.

Забавно, что именно с войны браузеров началось более чем десятилетнее хождение Microsoft по антитрастовым мукам. В середине 90-х софтверный гигант сделал мало кому известный Internet Explorer элементом операционной системы  Windows — и уже через несколько лет его главный соперник, Netscape Navigator, превратился в музейный экспонат (фото: Marcin Wichary)

Microsoft объясняет такую политику заботой о клиентах. Запретив всем (кроме себя) использование на Windows RT старых системных функций, софтверный гигант теперь может гарантировать, что устройства под управлением этой операционной системы будут обладать некоторым минимальным набором качеств.

Они будут энергоэкономичны (чего было бы трудно добиться, если б сторонним разработчикам позволили перенести сюда старые программы, не проектировавшиеся для мобильных устройств), их производительность не будет посрамлена старыми ошибками, у пользователей выработаются новые привычки (в частности, распространяться приложения будут только через официальный магазин Windows Store), разработчики будут наслаждаться новой волной интереса.

Вот только, проявив трогательную заботу о пользователях и разработчиках, Microsoft забыла спросить их самих — и именно поэтому Mozilla называет происходящее возвращением в средние века. Лишив ту же Mozilla доступа к классическим системным функциям, софтверный гигант не просто усложнил задачу переноса браузера Firefox на Windows RT. Он оставил создателей Firefox без важных кубиков, с помощью которых складывалась функциональность, производительность, безопасность этого браузера. Поставьте себя на место человека, купившего планшетку под управлением Windows RT. В его распоряжении Internet Explorer 10 — полнофункциональный, быстрый, мощный, и урезанная версия Firefox. Что он предпочтёт?

Что ещё хуже, проблема касается не только планшеток. Ожидается, в следующие год-два ARM-процессоры сделают рывок на массовый компьютерный рынок, попав в ноутбуки, персоналки и рабочие станции. Таким образом преимущество, получаемое Microsoft за счёт ограничения свободы сторонних разработчиков на Windows RT, станет ещё заметней.

Вот почему Мозиллу уже поддержала Google, которая столкнётся с теми же трудностями при переносе Chrome. Вряд ли ограничения понравятся и Opera Software (которая, хоть и спустилась на третье место в мобильном рейтинге, по-прежнему занимает видное место). Наверняка к протестам присоединятся и прочие девелоперы (не только авторы браузеров!), которым тоже придётся адаптировать свои продукты под Windows RT, не имея доступа к классическим функциям Windows.

Глядя на текущую расстановку сил в сегменте мобильных браузеров, трудно поверить, что Internet Explorer может угрожать лидерам. Но ведь точно так же мало кто верил в него в 1995-м (графика: Net Applications)

Mozilla и её единомышленники видят в происходящем прямое нарушение тех запретов, что были наложены на Microsoft в результате антимонопольных процессов конца XX — начала XXI века в США и Европе. По мере того как истекают сроки давности и слабеет контроль со стороны регуляторов, манеры софтверного гиганта очевидно приобретают сходство с манерами пятнадцатилетней давности.

И если ещё пять лет назад, находясь под надзором, Microsoft обещала не ущемлять прав сторонних разработчиков, предоставлять всем равный доступ к своей операционной системе (в том числе к её функциям), сегодня текст обещаний с корпоративного сайта исчез. И мы вновь имеем монополию (доля MS Windows на компьютерном рынке свыше 90%, Internet Explorer остаётся самым популярным веб-браузером Сети, MS Office — самым используемым пакетом своего класса), позабывшую о нормах поведения для монополий.

Справедливости ради следует отметить, что схожие методы применяются сегодня и одним из главных конкурентов Microsoft на мобильном поприще. Речь про Apple, которая жёстко контролирует функциональность прикладных программ для платформы iOS, не допуская пересечений со своими продуктами. Для iOS, например, есть только один настоящий веб-браузер (Safari от Apple). И ведь никто её не критикует!

Объясняется это, вероятно, тем, что значительная часть из 300 с лишним миллионов iOS-устройств предназначены пока лишь для потребления контента. Кроме того, действия Microsoft с большей вероятностью могут привести к перекосам всего рынка цифровых устройств, а не только мобильного сегмента.

Что дальше? Mozilla грозит обратиться с жалобой к регуляторам США и Европы. Но по крайней мере в Соединённых Штатах, настрадавшихся от монополистических замашек Microsoft, власти уже в курсе происходящего: специальная комиссия при Сенате уже затеяла проверку.

Евгений Золотов   http://i-business.ru

1 Comment

  1. … [Trackback]

    […] There you can find 9331 additional Information on that Topic: portaltele.com.ua/news/software/microsoft-windows-8-4.html […]

Leave a reply