ПЗ

Что, где, почём: настоящее и будущее мобильного софта

1

Про полмиллиона активируемых ежесуточно «Андроидов» не слышал, наверное, только ленивый. Цифра, озвученная Энди Рубиным, отцом-основателем платформы, красива сама по себе и без оговорок рекордная: у ближайшего конкурента, iOS, суммарно наберётся едва ли 300К. Однако это лишь одна из множества удивительных статистических находок, сделанных исследователями на поле мобильных устройств и приложений.

 

Если позволите такое сравнение, мобильная индустрия напоминает сегодня космонавта, вернувшегося из своего первого полёта. Он весь утыкан датчиками, торчащими даже из самых неудобных мест, ибо никто не знает, что именно нужно измерять и как. Но картинка, составленная из разрозненных измерений, рисуется даже оптимистичная: пациент не только будет жить, полёт явно пошёл ему на пользу!

Вывод о всемирном доминировании Android, напрашивающийся после слов Рубина, увы, теряет позолоту, если принять во внимание другие факторы. Так по данным comScore, изучавшей объёмы поглощаемого популярными мобильными платформами трафика в разных регионах планеты, в подавляющем большинстве случаев устройства под управлением iOS потребляют заметно больше данных.

В планшетном сегменте iOS правит абсолютно, доля Андроида едва заметна. На смартфонах ситуация для зелёного человечка лучше, но и здесь большинство стран демонстрируют явное превосходство платформы Apple. Единственное исключение — Соединённые Штаты, где на Android-смартфоны приходится больший совокупный трафик, нежели на iOS.

В нынешнем году мобильные устройства стали и главным потребителем Wi-Fi. Персоналки отступают под объединённым натиском iOS и Android

Дать убедительное объяснение этому факту ещё предстоит, но примечательно, что именно США стали первым регионом, где позиции Android слабнут. Needham и IDC дали детищу Google 49% национального рынка смартфонов в первом квартале текущего года, заметно меньше 52.4% в прошлом году. И ожидают продолжения тенденции во втором и третьем кварталах. Причина видится им в агрессивном расширении доли Apple через сотрудничество с сотовыми операторами (в частности, Verizon) и грядущем выпуске iPhone 5.

К слову, «пятёрка», одновременно со Штатами, появится и в Китае, где Apple действует аналогичными методами и уже заключила стратегическое соглашение с China Mobile — крупнейшим оператором, владеющим двумя третями местного рынка (он оценивается в 900 млн. абонентов). Но Поднебесная в частности и Азия вообще — особый разговор: именно здесь должен оказаться мобильный центр тяжести в ближайшем будущем.

Китай уже стал вторым по величине рынком мобильных приложений на планете. Быстрыми темпами растут Южная Корея, Индия, Таиланд. Здесь свои особенности: выше средняя цена программы, выше популярность бесплатных разработок (и, соответственно, меньше покупок, в том числе и транзакций внутри приложений), значительно слабее позиции игрового сегмента (занимающего до половины рынка на Западе). А рынок растёт в основном благодаря дешёвым устройствам, которые «ложатся на душу» бедному в массе своей населению.

Как будет выглядеть iPhone 5 никто пока не знает, зато многие уверены, что осенью Apple представит не одну, а сразу две новых модели: полноценную пятёрку и бюджетную модель с урезанной функциональностью, способную сдержать натиск дешёвых Андроидов

Как будет выглядеть iPhone 5 никто пока не знает, зато многие уверены, что осенью Apple представит не одну, а сразу две новых модели: полноценную пятёрку и бюджетную модель с урезанной функциональностью, способную сдержать натиск дешёвых Андроидов

 

Похожие процессы идут и на африканском континенте. В Кении бестселлером стал Huawei Ideos, продающийся за 80 долл. США и лежащий в кармане у каждого второго обладателя смартфона. Дешёвые «Андроиды», в свою очередь, спровоцировали и взрыв мобильного софта (так же как и в Азии имеющего практическую направленность: образование, медицина, сельское хозяйство и пр.), и всего за год в масштабе государства восьмикратный скачок интернет-трафика.

Смешно, но именно бюджетные Android-смартфоны стали в Африке воплощением той мечты, которую лелеял Запад на протяжении как минимум последних десяти лет. Помните проект ноутбука за сто долларов, способный вытащить третий мир из экономической пропасти? В Кении даже OLPC сочтены слишком громоздкими и малофункциональными по сравнению с карманными «Андроидами».

Впрочем, и Android тоже не конфетка. Всем известна разобщённость этой платформы — одновременное существование десятков её вариаций от разных производителей, требующее уже от разработчиков прикладного софта отдельных усилий для обеспечения совместимости (см. «Большие проблемы маленького зелёного человечка»). Теперь вскрылись новые минусы.

По данным WDS, проанализировавшей 600 тысяч звонков в техподдержку по всему миру, именно Android-устройства больше других подвержены аппаратным сбоям. Меньше 4 процентов обращений от владельцев BlackBerry, всего 8% звонков от пользователей iOS связаны с аппаратными неполадками. А вот для «Андроидов» эта цифра составляет 14%. Причина, вероятно, та же: широкий спектр оборудования, на котором работает платформа от Google.

Проблема локализации обещает быть особенно острой для разработчиков Android-приложений. Дешёвые Андроиды стремительно набирают популярность в Африке, а языков там насчитывается около двух тысяч

 

Проблема локализации обещает быть особенно острой для разработчиков Android-приложений. Дешёвые Андроиды стремительно набирают популярность в Африке, а языков там насчитывается около двух тысяч

Перенос мобильного акцента в Азию заставляет по-новому взглянуть и на проблему локализации. От трети до двух третей популярных здесь приложений практически неизвестны на Западе — и наоборот. Хуже того, резкие языковые различия даже внутри азиатского региона — ох уж эти иероглифы! — привели к тому, что приложения, популярные в Китае, совершенно неизвестны японцам, а корейцы, в свою очередь, варятся в собственном соку. Таким образом разработчикам софта, планирующим глобальную экспансию, вне зависимо от типа мобильной платформы придётся осваивать новые типы письменности.

Конечно, и смартфоны, и планшетки могут использоваться (и до последнего времени в основном использовались) просто в качестве переносного веб-браузера. Но июнь 2011 внёс поправку и сюда. На протяжении как минимум года суммарное время, проводимое пользователем в приложениях росло быстрее времени, проводимого в браузере.

Сегодня среднестатистический пользователь мобильного устройства тратит больше минут на работу с программами, нежели на чистый веб-сёрфинг (81 минута против 74 в день, данные Flurry Analytics). Половина их уходит на игры, треть на социальные сети и т.д. Последнее обстоятельство даёт повод критикам называть превосходство приложений нечестным, ведь значительная часть мобильных программ по сути является веб-сервисами (соцсети, ньюс-ридеры и пр.).

Однако даже в таком контексте результат Flurry может служить наглядным свидетельством появления у мобильных устройств как класса самостоятельной ценности. И одновременно приговором тем платформам, вокруг которых не успел сформироваться рынок приложений: смартфон или планшетка без прикладного софта стремительно теряют привлекательность в глазах покупателя.

Самая же приятная из находок аналитиков — констатация текущего состояния рынка мобильных приложений и прогнозы на его ближайшее будущее. В нынешнем году мобильный софт во всём его многообразии и с учётом всех форм дохода (продажа программ, транзакции внутри приложений, подписка, реклама) принесёт своим создателям 7.3 млрд. долларов (Canalys). В 2012 следует ждать 92% скачка, а после, вплоть до 2015 года, рынок будет увеличиваться на 50% ежегодно. Количество скачиваемых приложений за этот период возрастёт с 10 до 183 миллиардов в год.

http://ibusiness.ru/

 

 

 

1 Comment

  1. … [Trackback]

    […] Find More here on that Topic: portaltele.com.ua/news/software/2011-07-01-10-28-25.html […]

Leave a reply