На самом деле, была бы моя воля, всевозможные «подписки» и любой другой контент, который оплачивается с помощью премиальных SMSок, я бы с удовольствием «выгнал» все это на рынок оплаты банковских карт или электронных денег. Но воли моей на это нет и операторы связи успешно зарабатывают не только на вменяемых контент-сервисах, но и на многочисленных мошенниках. Как мы отлично помним, от трети до половины стоимости каждого медиа-элемента отходит оператору связи. То есть — формально он «в доле» с самыми различными мошенниками. Конечно, оператор вроде бы этого не хочет и всеми силами возвращает пользователю те деньги, которые у него были украдены. Но происходит это только для тех пользователей, которые факт мошенничества отметили и решили обратится к своему оператору связи через телефон, почту, твиттер, веб-форму на сайте или лично заполнив заявление в офисе продаж. Как показывает практика, таких не больше 10% от жертв мошенников. То есть — все SMS-воры и преступники, «поселившиеся» в сотовых сетях, оказываются, по большей части, безнаказанными.
Я неоднократно уже писал о мобильном мошенничестве, поэтому повторяться мы не будем. То, что надо сделать операторам связи мной уже изложено и по сути операторы на это никаких возражений так и не представили. Самое время разобрать их аргументацию из серии «почему мы делаем все так медленно» в плане сопротивления мобильным мошенникам, а также посмотреть на те методы, которые операторы внедряют-таки в своих сетях. На эту тему у меня сегодня случился небольшой «чатик» в twitter, где участвовали представители компании «ВымпелКом» — это и рассмотрим 🙂
С самого начала разберем типичные отговорки операторов связи. Первая — «контент продают «партнеры» в сети Интернет: мы не можем их контролировать». Операторам давно пора определить какие проекты они не хотят видеть у своих «партнеров». Причем, не расплывчато из серии «все, что нарушает законодательство», а вполне конкретно. А именно — оплату фильмов-экранок, дурацкие конструкторы родословных, совершенно бесполезные астрологические прогнозы и подобные сервисы, произведенные умственно отсталыми «партнерами». Должен быть список всей той лажи, на которую обычных пользователи «клюют» пачками. И не надо говорить, что статистику взять не откуда — хотя бы из тех жалоб, которые есть у абонента. Вторая — «мы оператор связи, а не полиция, поэтому мы не занимаемся расследованиями мошенничеств». Разумеется и конечно это так. Однако, обеспечить абонента сервисами безопасности — необходимо. Среди них не только сервисы запрета отправки SMS на короткие номера и сервисы уточнения стоимости запроса (они есть у всех операторов), но и такие простые варианты как «мобильный чек» (отправил абонент запрос на номер — что стоит прислать ему SMSку «вы потратили вот столько-то денег — именно такую цену вам назвал владелец сервиса?»), а также тотальная отмена подключения услуги доступа к премиальному контенту на всех SIMках. Кому надо — подключат сами. Если у оператора кризис идей — всегда можно объявить конкурс из серии «какие сервисы безопасности можно внедрить для защиты от мошенников?». Пожертвовать десяток iPadов победителям и получить тучу полезных советов, из которых 1-2% будут действительно нужными.
Отдельно стоит сказать о штрафах, с помощью которых с агрегаторами и контент-провайдерами «боряться» операторы связи. То есть когда число жалоб абонентов на конкретного поставщика услуг зашкаливает (а это решает сам оператор связи), тогда на этого «недобросовестного партнера» накладываются санкции. Он должен вернуть не только те деньги, которые ему заплатили абоненты (это само собой), но и выплатить операторы штрафы. Операторы на самом-то деле не сознаются сколько денег они «снимают» с контент-провайдеров, но в прессу просачиваются слухи о штрафах на «общую сумму в десятки миллионов рублей». Самое интересное — куда идут эти деньги? Оказывается — на благое дело. Абонентам они, само собой, не попадают — хватит с них бонусных услуг от оператора связи, которые стоят копейки. А все эти миллионы являются «инвестициями в технические решения» самого оператора Понятное что «дело [это], сами понимаете, дорогое. Штрафы хотя бы на это идут». Таким образом, оператор хорошо устроились. За все их проблемы платят контент-провайдеры. А получаемые штрафы идут на техническое перевооружение опсосов. Чтобы, видимо, лучше выявлять нарушения… с последующими штрафами виновных 🙂
Но есть же что-то полезное, что делают операторы связи в части борьбы с мобильными мошенниками? Как оказывается — да. Ну, например, у «ВымпелКом» организовали специальную Landing Page. То есть, подключая подписку на стороне «партнера» на его веб-сайте, оператор все равно попадает на страничку оператора связи, где ему еще раз отдельно разъясняется что это такое, на что он подписывается и сколько это стоит. Полезно? Да, как минимум от обмана с ценой это убережет. Если контент-провайдер пытается обходить эту процедуру и оператор это засекает, то «взаиморасчеты не производятся, деньги возвращаются абнентам — всем, кто заказал услугу, даже без обращения». Идея хорошая, но примеров «автовозвратов» в «ВымпелКом» не привели.
В «ВымпелКом» обещают, что call-центр самого оператора связи будет исполнять все запросы на возвраты абонентам. То есть никаких «позвоните партнеру» не должно быть. Ну или не будет в самом ближайшем времени. Правда, пока это происходит в том случае «если оператор видит некорректный сценарий оказания [контент]услуги» А как это понять обычному пользователю? Не ясно.
Ну и в «ВымпелКом» реализовали Индекс СРА-партнера — по сути еженедельный мониторинг и анализ жалоб на контент-сервисы, что «позволяет вовремя заметить уровень напряженности на префиксе и более внимательно мониторить и проверять работу провайдера». В теории — все замечательно. На практике под «горячую руку» попадает не конкретный контент-провайдер, который допустил нарушение, а агрегатор, который его обслуживал. Самого «партнера» уже «в живых-то» даже нет: минимальные деньги он получил и свалил, чтобы через какое-то время предложить такой же бесполезный и фродовый сервис. А оператор «прибил» префикс на короткий номер и выставил себе «галочку за сбитого» вроде бы даже мошенника. И на этом вся «борьба» закончилась. То есть в теории все прекрано, на практике — без особых перемен. То есть это все существенно, но по сути мало что дает. Пока операторам выгодно наличие на рынке VAS-услуг некоторой «зоны отчуждения», которую они сами охраняют и контролируют, она там будет. В мутной воде удобно ловить рыбу, что сейчас и происходит. Что-то не припомню никаких радикальных мер для борьбы с мобильными мошенниками у «Большой тройки» за последнее время.
Ну и напоследок, как оказывается, «в качестве тестового решения абонентам постоплатной системы расчетов в Московском регионе автоматически подключена услуга «Черно-белые списки», позволяющая ограничить возможность доступа к платным SMS-сервисам. Снять ограничения можно по номеру 0858». Эта идея «ВымпелКом» тоже хорошая, но это надо делать на pre-paid для начала и всем подряд. И не только в столичном регионе. Но о сроках таких внедрений ни один оператор не расскажет — они же так потеряют деньги. Следовательно — лучше не предпринимать ничего радикального.
Максим Букин http://i-business.ru/
Операторы не против мошенников: 3 комментария