Объем выручки от продаж фаблетов в 4-ом квартале минувшего года подобрался к отметке $180 млн. Аналогичный показатель для планшетов – на 100 млн. ниже и проблема Microsoft в том, что ее продукция представлена во втором сегменте, но никак не в первом.
В начале 2012-го смартфоны с диагональю экрана 4 дюйма и более слыли экзотикой, малопонятной и оттого критикуемой. А сам термин «фаблет» носил неявно саркастичный оттенок – как назвать устройство, право на имя собственное еще не заслужившее, но всем видом напоминающее помесь смартфона и планшета?
Но вот прошли короткие три года и ситуация изменилась, а положение дел на рынке мобильных коммуникаторов стало едва ли не противоположным прежнему. Аналитик Кальбанда Гача (Kulbinder Garcha) из Credit Suiss узрел в этом признаки надвигающегося поглощения фаблетами не только сегмента, занимаемого планшетами ныне, но и той области рынка, на которую у них теоретически были все права.
На первый взгляд, для купертиновцев и их коллег из Samsung, как ведущих производителей планшетов на планете в наши дни, новость далеко не радужная. Однако обратим внимание на динамику серых полосок (продажи планшетов) на графике выше – она невелика, квартал за кварталом спрос меняется далеко не радикально. Тогда как внушительные размеры синих меток (продажи фаблетов) указывают на дополнительные миллионы случаев продаж и появление пропорционального количества покупателей, которых еще не было пару лет назад. Вовлекшись в гонку фаблетов, Apple и ее конкуренты основательно подогрели интерес аудитории к индустрии мобильных коммуникаторов в целом, дав очередной, что называется, от души, толчок к развитию и технологий, и приложений. И те пользователи, которые, по мнению Гача, уже почти гарантировано не купят планшет, все равно принесут компаниям прибыль – пожелав стать владельцами новеньких фаблетов.
Тем брендам, в чьем ассортименте присутствует хотя бы одна модель фаблета, плюс готовятся к выпуску новые, особо опасаться нечего. Да, борьба продолжается, успех не гарантирован, но их присутствию на этом изменившемся рынке явных угроз нет. Чего не скажешь о Microsoft, уже пропустившей старт эпохи смартфонов и теперь поставленной перед риском рецидива. Под торговой маркой Nokia Lumia продаются очень неплохие продукты и особых препятствий для разработки на их основе собственных полноценных фаблетов нет. В теории, компании под силу выпустить даже нечто, способное заставить нервничать и купертиновцев, и корейцев – гаджеты нового поколения с чудесными возможностями. Но силы и очень немалые, Microsoft уже были растрачены в совершенно иных направлениях.
Во-первых, ставка на развитие гибридов семейства Surface, которые демонстративно противопоставляются планшетам классической конструкции. Как следствие, они куда ближе к ноутбукам и возможность быстрой «трансформации» в миниатюрную версию, под стать формату фаблета, закрыта.
Во-вторых, амбициозные планы и пропорциональные инвестиции в проект Windows 10 – операционной системы, лишь позиционируемой, как универсальная. До выхода оной, не лукавя, проблематично утверждать, что смартфоны под управлением Win 10 – нонсенс. Но на это указывает масса косвенных аргументов и, вероятнее всего, если в сфере ПК и ноутбуков Microsoft свои позиции отстоять удастся, то с выходом новой ОС путь к доминированию на фаблетах и планшетах окажется окончательно закрыт.
И некогда всемогущей корпорации вновь придется играть «в догонялки» со своими куда как более дальновидными конкурентами. Если мода на фаблеты действительно перерастет в новый стандарт отрасли, на Microsoft можно будет смело повесить ярлык «Они упускают тенденции». Да, создают неплохие продукты и выполняют важную для человечества миссию по обслуживанию огромного парка десктопов и поддержания сносного порядка в среде Windows. И параллельно очень даже неплохо зарабатывают, но доли Lumia и Surface на рынке смартфонов и планшетов столь незначительны, что назвать эти направления «успешными» может лишь наиболее закостенелый оптимист. Но даже ему придется признать, что новой команде в Редмонде следует срочно форсировать переход от консервативной схемы стратегического мышления к инновационной.
Сатья Наделла запустил маховик реформ – настало время подтолкнуть его, разом пролетев несколько оборотов. Microsoft сносно разрабатывает продукты для сегодняшнего рынка, но у ее лидеров словно отсутствует видение того, что ему потребуется через 2-3 года. Как следствие, усилия направляются на выпуск продукции, которая обречена морально устареть, едва перекочевав с полки магазина на стол покупателя. Пример перед глазами – в конце 2013-го продажи планшетов и фаблетов сравнялись и ведущие игроки активизировали работу над новыми моделями последних. Чтобы в срок, кто осенью, кто весной, порадовать публику и сорвать запланированный куш. А что Microsoft? Возится с Surface, хотя статистика указывает – пока проходил 2014-ый, вероятность приобретения фаблета вместо планшета среднестатистическим покупателем снизилась более чем вдвое. А на дворе, вообще-то, уже второй квартал 2015-го.
Если продажи iPad просядут еще больше, Apple просто перенаправит часть сотрудников на усиление команды iPhone – пожертвовать планшетами, чтобы эко-сфера iOS продолжала жить и процветать, не страшно. Аналогично может поступить и Samsung, сознательно позволив фаблетам вытеснить более крупные гаджеты, включая и версии mini. Оба бренда не рискуют растерять покупателей, им есть, что предложить, тогда как для Microsoft угасание рынка планшетов подобно краху всех надежд. И это, потенциально, может стать началом угасания корпорации.
Проблема не в отсутствии прямой прибыли или даже ожидаемых убытках, пусть и значительных. Если Surface прикажет долго жить, а Windows 10 будет через пень-колоду работать на новых фаблетах, разработчики развернутся в сторону iOS и Android. Нет модернизации приложений и притока свежей крови – платформа начинает напоминать прохудившийся тулуп. Пользователи, избалованные изобилием софта, понесут кровно заработанные той же Apple, стартап-студиям, да кому угодно, но не Microsoft. А если нет прибыли, то и о бурном развитии новых проектов или исправлении старых ошибок говорить не приходится – вот круг и замкнулся.
Выходом из намечающегося локального апокалипсиса может быть отказ от собственной среды и добровольное согласие стать вассалом – создавать программное обеспечение для Android и iOS, не помышляя о большем. Но это не альтернатива, а лишь «почетная капитуляция», которая позволит Microsoft сохранить лицо и средства, но с высокой степенью вероятности поставит на ней крест, как на ведущей IT-структуре. В первых рядах отрасли находятся лишь те, кто все время развивается и осваивает новое, стремясь на полшага опередить конкурентов. А с этим, как показывает разворачивающаяся у нас на глазах история, у детища Билла Гейтса большие трудности.
Comments