Компанії

«МегаФон»: возможные риски после IPO

2

Как я помню, компания, которая выставляет свои акции на биржу, должна заполнить длинный и огромный список возможных рисков для инвесторов, многие из которых носят чисто декларативный  характер. По моей прошлой статье могло сложиться впечатление, что у «Меги» все хорошо и на IPO компания выходит на пике своей формы. В чем-то так и есть, но список рисков в этой ситуации тоже присутствует — и их стоит озвучить, хотя бы «навскидку». Самое первое, что если не настораживает, то смущает меня персонально — явное отсутствие опыта у г-на Таврина, нынешнего гендиректора оператора связи. Возможно, он классный парень (и будем верить, что так!), но в 34 года в его послужном списке мы видим только «руление» медиа-активами не самых крупных компаний «Региональной медиа группы» и ЮТВ. Не более того.

Кроме того, в своем недавнем интервью газете «Ведомости» по итогам девяти месяцев работы в «МегаФон» г-н Таврин говорит весьма хаотично, непоследовательно и даже странно. Например, его фраза «У нас нет сегодня какой-то прямо поставленной задачи — быть четко номером один по выручке» вызывает  явное недоумение: до последнего времени именно этот показатель был для компании ключевым «по  полной программе». А сейчас выясняется, что это… не важно? И ведь это говорит, по сути, главный оперативный управленец глобального оператора связи, который, формально, в одиночку решает, куда компания будет двигать в ближайшее будущее. Ибо крупнейший совладелец «Мегафона»  Алишер Усманов вроде бы в «оперативке» решений не принимает — «он принципиально дистанцируется от решений операционного характера, но, конечно, влияет на стратегию компании». Понятно, что у  «МегаФон» есть свой смотрящий, вот только его указания являются не более чем настойчивыми  рекомендациями делать так и так. Кстати, наличие во главе Совета Директоров опытного г-на Солдатенкова тоже ситуацию не особенно спасает — это, конечно, орган управления, но реагирует он на ситуацию с лагом в пару недель — месяц. Инвесторам остается только уповать на то, что за пару недель нанести «МегаФону» непоправимый ущерб вряд ли получится.

Ситуация со «Скартелом» тоже может сыграть в плюс, а может и в минус «МегаФону». Формально,  это две различные компании — «у каждого руководителя есть свои KPI». Но по факту ситуация не такая благоприятная. Дело в том, что, как показывают последние публикации в деловых СМИ, владельцы Yota, при поддержке некоторых чиновников Минкомсвязи, активно воюют с высокопоставленными чиновниками Администрации Президента РФ (судя по всему — за контроль над «Ростелекомом»). Соответственно, косвенные «удары по карману» буду наносится и по Yota в том числе. Ну вот сейчас ФАС проверит ее на «недискриминационный доступ» к ее сетям по модели MVNO, дальше еще что-нибудь придумают, а, глядишь, остальным операторам связи включая  «Ростелеком» и вовсе предложат «не дружить» с Yota, чтобы ее развитие целиком зависело только от финансирования со стороны «МегаФон». И вот уже рентабельность сети 4G будет не такой  фантастичной как на бумаге и «друга поневоле» Меге придется как-то спасать. Иначе можно потерять дефицитные LTE-частоты, из-за которых, собственно говоря, и была получена эта компания.

Кроме того, необходимо внимательно изучить финансовую компоненту успеха компании «МегаФон» в части «лидерства по 3G». Да, денег это приносит больше всех на рынке — но компания, при  активной стройке, зарабатывает не так чтобы серьезно больше МТС, уступая лидеру рынка в  абонентах и доходах от остальных услуг связи. И уже переходит в 4G при том, что горизонт окупаемости инвестиций в сети 3G совсем даже не достигнут. Если совсем просто (это, конечно, надо подтверждать цифрами), то компания вложила сумасшедшие деньги в 3G и, не отбив их даже вполовину, «с головой в омут» бросилась в стройку 4G: тоже с горизонтом окупаемости больше 3-5  лет. Здесь ей пригодится, конечно, небольшой долг (соотношение общего долга к OIBDA составляет  1,63), а также… да-да — тот самый «Скартел», на балансе которого огромный долг в сотни миллионов долларов за такие 4G-сети, использовать которые может «МегаФон» в первоочередном порядке. Но риски получить меньше денег от передачи данных, чем хотели, и за гораздо больший промежуток времени, чем планировали, очень даже остается.

Стоит упомянуть и про фиксированные активы «МегаФон». К сожалению, стать «интегрированным  оператором связи» у компании пока не получилось никак. В этой связи можно вспомнить «успехи»  компании «МегаФон» в приобретении такой компании, как NetByNet — когда очень-очень хотелось  выйти на рынок столицы и… не получилось купить «Акадо». Отмечу то, что я недавно написал о  «развитии» этого  оператора в столице: «Вообще, работа этой компании напоминает мне даже не имитацию бурной  деятельности, а прямой подрыв репутации «материнской» компании, либо «эффективные менеджеры» в «МегаФон» полностью профнепригодны. Давайте посмотрим на цифры: [несмотря на агрессивные  заявления руководства «материнской» компании] компания по приросту занимает второе место. Угу, только с конца. А по абонентской базе пятое место. Тоже с конца — наихудший результат из всех  представленных крупных столичных операторов связи. Вот рядом с активом «МегаФон» стоит актив «Ростелекома» — торговая марка Onlime. Изначально разница на начало 2012 года между ними составляла чуть больше 36 тыс. клиентов. То есть условия для развития примерно похожи. Причем,  денег на экспансию в столице, вроде бы больше было у «МегаФон». И что мы видим через полгода? «Меговский» актив показывает рост [всего] в 9 тыс. пользователей, а «Ростелекомовский» — в 66  тыс.! Вот вам и критика неповоротливого мегателекома на столичном рынке. Если компании надо —  она это делает. А если наплевать, то только делает громогласные заявления о собственной  исключительности. Тоже мне интегрированный оператор связи «МегаФон» — полноценный провал и  позор. Купите уже, наконец, «Акадо» — вашим «руководителям по фиксе» и напрягаться не надо будет, покажет фантастический рост числа пользователей [на ровном месте]».

Вообще, будущим акционерам компании «МегаФон» надо обратить серьезное внимание на будущие  приобретения менеджмента в части активов фиксированного ШПД.

Вот что мне пишут просвещенные  источники информации про NetByNet — точнее про то состояние, в котором компанию оценивали и  покупали: «Технически [компания] — это, само собой, лоскуты. Все «на живую нитку» — разные  юрлица с «ошметками» клиентов. Часто там даже абоненты были всерую учтены. В смысле —  договоров нет; компании — регистрануты на бомжах. Вот не знаю я, как ее Мегафон такую купил —  видимо очень хотелось на [столичный] рынок. Им просто было нужно было много абонов в Москве и  сразу, а на Акадо денег пробить не получилось. Взяли, что осталось». Кстати, по этому принципу оператор планирует развиваться и на рынке фиксированного ШПД в России — значимых активов здесь уже не осталось.

Ну не будем сбрасывать со счетов и традиционные риски, которые могут обернуться штрафами и другими видами разбирательств — коррупция на стройке и заказах оборудования (этот риск есть, кстати, у всех операторов связи «Большой тройки» и весьма значителен в последнее время), а также неразрешенные до конца вопросы с мошенничеством на рынке VAS. В этом отношении покупка VAS Media (и речь здесь не в цене вопроса, а в рисках «бренда») якобы для «интеграции команды с MegaLabs» выглядит весьма недальновидным. Операторам лучше подальше держаться от таких  компаний, которые расстраивают пользователей своими мошенническими действиями. Кстати, рост числа превентивных возвратов денежных средств, которые «постоянно растут» на рынке VAS по премиум-номерам (в т.ч. и у «МегаФон») может негативно сказаться и на развитии всего подобного сегмента доходов опсосов, а также на финансовых показателях «МегаФон» в частности.

Максим Букин   http://i-business.ru/

2 Comments

  1. … [Trackback]

    […] Find More on that Topic: portaltele.com.ua/news/companies/lr-ipo.html […]

  2. … [Trackback]

    […] Info to that Topic: portaltele.com.ua/news/companies/lr-ipo.html […]

Leave a reply