Выход «МегаФона» на биржу LSE — дело разумное и правильное, можно даже сказать «своевременное», если учитывать тот факт, что компания очень хорошо сумела заработать на мобильном доступе в Интернет за последнее время. Однако, ситуация с перспективой развития этого актива не такая радужная, как это может показаться. Попробуем изложить ситуацию тезисно. Небольшая отсрочка выхода на IPO для «Меги» оказалась благом — инвесторы утвердились в мнении, что оператор «первый в LTE» в России (благо Yota поглощена и подконтрольна полностью и на биржу не собирается), у его есть определенный технологический задел перед МТС-ВымпелКом, а сделка по приобретению части «Евросети» казалось инвестицией в каналы продаж (пусть это и совсем не такая хорошая идея). Пока что все развивается по классическому сценарию «я самая лучшая и «разгоняюсь» — купите кусочек успешной компании». Конечно, топы компании и акционеры никак не комментировали и даже не педалировали тот факт, что акции компании разместились по нижнему краю ценовой «вилки». Это не от недоверия (хотя и это чувство тоже есть). Скорее уж речь идет о том, что в акции компании вложилась определенная доля спекулянтов и инсайдеров, которые на всплесках рынка готовы выходить на пике развития этого актива. Хотя, до пика еще далековато — компания по абонентам по-прежнему на третьем месте, а когда доля «интернет-клентов» на рынке закончится, придется предлагать какой-то универсальный способ зарабатывать больше. И тогда отсутствие активов «за бугром» (что раньше для компании было благом) обернется определенной проблемой. Крупные компании как тоталитарные империи — им постоянно надо увеличиваться в размерах, иначе неизбежен регресс.

В отличие от других размещений технологичных компаний, «МегаФон», разумеется, не ожидают никакие падения — если только не прорежутся какие-либо коррупционные скандалы или не включится административный ресурс конкурентов (особенно МТС — точнее «Системы»). Правда, основные акционеры «Меги» занимают на рынке настолько прочное положение (по крайней мере пока), а выход на биржу гарантирует компанию от массированного желания сторонних рейдеров «все отнять и поделить» так что эти риски можно отнести к числу весьма далеких от практики. По сути, у компании есть частоты для развития новых сетей, причем она находится на втором месте по величине такого набора после «Ростелекома» и уж точно на первом месте по скорости их освоения. Вялое сливание средств в «Скартел» на стройке LTE позволяет поддерживать оптимальное состояние затрат, правда ни о каких значительных рывках «в будущее» в отношении «МегаФон» говорить уже не приходится — компании надо будет платить значительные дивиденды, поэтому половина денежного потока или 70% от прибыли будет «улетать» акционерам. Следовательно, долговая нагрузка компании будет увеличиваться — надеюсь, такого же соотношения, как у «ВымпелКом» она не достигнет 🙂

В любом случае, развитие LTE, скорее всего, будет идти на средства банков — думаю, финансово-кредитные учреждения будут очень рады возможности заработать на обслуживании таких значительных кредитов.

Полагаю, что развитие в сегменте фиксированного ШПД «МегаФон» все-таки остановит — особенного прибавления акционерной стоимости такая политика на рынке не принесет, а средств потребует много. Во всяком случае, приобрести какие-либо качественные активы на рынке уже не получится. Даже если решится ситуация с покупкой «Акадо» (и, положим, получится договорится по цене), это «закроет» только столицу, не решив ситуации со всей остальной Россией. А вот приобретение «ЭР-телеком» и вовсе выглядит нереальным — такую компанию, которая еще не вышла на заслуженное для нее место на рынке владельцы не продадут. Даже задорого — ее стоимость увеличивается пропорционально отчаянию конкурентов, а это весьма значительные цифры за каждый прожитый в активной гонке день. Стройка же своими силами — весьма долгий, затратный и масштабный процесс, который даже если увязать с LTE будет тупиковым для такой компании.

Читайте також -  Цього року Apple випустить понад 20 продуктів

Скорее всего, «закрывать» вопрос «последней мили» в «Меге» решат «по воздуху»: будут увеличивать емкость БС в населенных пунктах, но как огня будут боятся «фиксы» по причине активного «сжирания» и так не очень уж больших ресурсов, которые зарабатываются на рынке мобильной связи. Так что песня о том, что опсосы вдруг станут интегрированными компаниями связи больше громко не звучит — дураков на рынке вроде бы нет.

Ситуация взрывообразного увеличения абонентской базы перед «МегаФон» тоже особенно не стоит — на конец третьего квартала компания в России подключила к своим сетям 62 млн. абонентов, что было больше 56 млн. клиентов компании «ВымпелКом»: твердое второе место. При этом, борьба с МТС (70 млн. контрактов) особенно не актуальна — это потребует значительного ценового демпинга, которого компания уже себе позволить не может. Хотя, определенный паритет по числу новых подключений «Мега» все-таки держит — 27% против 31% у МТС. А вот возможные альянсы, которые «коллеги» приписывают компании, способные вроде как разом увеличить ее клиентскую базу, маловероятны. Ну мы, полагаю, всерьез не будем рассматривать возможность покупки «Мегой» такой компании, как Смартс? 🙂 И правильно — в череде акционерных битв и уменьшающейся абонентской базы это было бы не серьезно. Аналогично ставка на объединение с Tele2 тоже маловероятна. Поясню свою позицию. Во-первых, Tele2 демонстрирует рост из года в год на российском рынке с одновременным открытием новых регионов. Для иностранных акционеров это весьма значимый показатель их собственной эффективности. Во-вторых, у компании при новом руководстве профильного министерства есть шанс получить частоты для LTE в диапазоне 1800 МГц, следовательно их компания имеет все шансы на резкое увеличение акционерной стоимости. В-третьих, сделка с «Мегой» это не слияние и не содружество — это продажа развивающегося актива по весьма средней цене. Нет-нет — иностранцам этого не надо. Они подождут еще лет десять и будут спокойно получать качественные дивиденды от своего и только своего актива, который потом можно будет продать гораздо дороже: тем более компания работает с прибылью. А вариант давления на компанию со стороны основных акционеров Меги я исключаю — теперь это публичная компания, ей такие «приколы» не нужны: это может быть фатально для цены акций.

Так что будущее стоимости акций «МегаФон», как и компании, пока туманно — да, у нее приличный рейтинг, но «зачистки» в персонале компании идут уже полгода, да и новое руководство особенным профессионализмом не отмечено. Сможет ли оно предложить акционерам что-то более серьезное, чем слоган о том, что будущее зависит от тебя, можно будет узнать через полтора года, когда в феврале-марте 2014 года закроется первый годовой баланс компании, которая котируется на LSE. Заодно интересно будет посмотреть на то, сумеет ли «ВымпелКом» создать «Меге» проблемы в борьбе за второе место в «Большой четверке» и не отнимет ли «мобильный Ростелеком» у «МегаФон» проект конфиденциальной сотовой связи, а также всех госклиентов, в том числе и в сегменте мобильного интернета, где «Мега» пока занимает почетное первое место.

http://i-business.ru/

2 Comments

  1. … [Trackback]

    […] Find More Information here on that Topic: portaltele.com.ua/news/companies/lr-339.html […]

  2. … [Trackback]

    […] Read More Information here on that Topic: portaltele.com.ua/news/companies/lr-339.html […]

Leave a reply