Официальное закрытие «оранжевой» эпохи совпало с грандиозным скандалом, в котором весомо, грубо, гадко отразилась одна из основных особенностей прошедшей пятилетки: «новое» поколение если чем-то и отличается от прежнего, то только масштабами и методами своих деяний, имеющих зачастую необратимый характер.
И хотя скандал вокруг «Укртелекома» перешел в стадию откровенной публичности аккурат между вторым туром выборов и инаугурацией, он и на этом волнующем фоне не затерялся. Открытые обвинения с предъявлением ошеломляющих фактов и цифр, несостоявшиеся и состоявшиеся отставки, угрозы и «отмененные» подписи – и все эти «дикие танцы» как-то вдруг закружились не вокруг какого-то вещевого рынка или сети автозаправок, отнюдь. Весь этот хоровод возник вокруг предприятия, которые многие годы считалось чуть ли не самым привлекательным в Украине объектом для «потенциального инвестора». Еще более поразительно то, чем вся эта суматоха закончилась – ничем.
Поистине, новое поколение менеджеров знает нечто такое, что и не снилось прежним мудрецам…
Когда Георгий Дзекон в 2004 году возглавил правление «Укртелекома», всем было ясно: с компанией что-то не в порядке. Только представьте, государственный монополист в области электросвязи, несущий социальную нагрузку в виде предоставления убыточных услуг связи на селе, пять лет подряд демонстрировал неуклонный рост прибыли, заработав в 2004 году 759 млн грн.
Согласитесь, справиться с такой сложной ситуацией под силу не каждому. Однако уже тогда эксперты были единодушны: Георгий Дзекон – сильный менеджер, ему по плечу поставленная задача. Действительно, новый предправления оправдал возложенные на него надежды: коммерческие компании его бывших партнеров продолжили бурный рост, а «Укртелеком» стал нормальным государственным предприятием. Заметим, осуществлению этих планов не помешало даже внеконкурсное предоставление «Укртелекому» частот и лицензии на мобильную связь 3G, за которые в других странах выкладывали если не миллиарды, то сотни миллионов долларов.
Уже в 2005 году компания продемонстрировала сокращение рентабельности, а в 2008 впервые получила невиданный доселе убыток – 1525 млн грн., равный доходам за предыдущие 3,5 года работы.
Вот это результат, воскликнет читатель. Видимо, этим результатом заинтересовались и в правительстве, назначив «Укртелекому» нового главу Наблюдательного совета. Однако с этим назначением вышла ошибка. Вместо того, чтобы изучить передовой опыт и применить его на других, все еще отстающих от современного «мейнстрима» государственных предприятиях, Николай Гончар начал бузить.
Вместо планового одобрения убытков новый Наблюдательный совет стал требовать отчетов, насылать КРУ и писать письма в Кабмин. Что уже совершенно возмутительно, Гончар опустился до требований уволить человека, который смог достичь столь впечатляющих показателей. Видимо, захотел сам занять место директора и воспользоваться плодами чужого упорного труда.
Заметим, что пользоваться действительно было чем. Так, по состоянию на 2009 год задолженность предприятия по кредитам коммерческих банков составила 4,3 млрд грн., а начинать-то в 2004 году пришлось с каких-то нечастных 600 млн грн. Убыток за 2009 год составил 785 млн, а сумма кредитов, подлежащая возврату в 2010 – 1,3 млрд грн.
Известно, что люди, которые из-за своих устаревших взглядов становятся на пути прогресса, обречены на поражение. Похоже, что Николай Гончар этого не знал. Получив финансовый план Правления на 2010, предусматривавший убыток в размере 1,2 млрд грн, он окончательно решился на опрометчивый шаг – созыв Наблюдательного совета и увольнение Дзекона с занимаемого поста.
Возможно, что авантюра Гончара имела бы быстрый успех, но в конфликт вокруг «Укртелекома» вмешался Александр Турчинов. Первый вице-премьер быстро оценил ситуацию и, исходя из государственных интересов, немедленно отстранил от выполнения служебных обязанностей уже самого Гончара, а затем добился и его увольнения.
Более того, в игру включилось Министерство транспорта и связи, заявив, что не рассматривало вопрос об увольнении Георгия Дзекона и такого решения не принимало. Действительно, как можно позволить себе потерять такого дорогого человека? Дорогого в прямом смысле слова, ведь под его руководством «Укртелеком» потерял минимум $400 млн своей стоимости.
Почему минимум? Да из расчета по биржевым котировкам 2004 и 2010 годов. В 2004 г. еще никто не знал о том, что «Укртелеком» получит лицензию на 3G, а значит, в цене акций она не учитывалась…
Возможно, что вся эта история вокруг «Укртелекома» так бы и закончилась ничем для Дзекона и его покровителей, но у Гончара появился еще один незримый союзник. Проблема в том, что рынок не оценил новаций в управлении «Укртелекомом»: банкиры продолжают требовать возврата кредитов, а потребитель не спешит покупать у госмонополии все, что она соизволит ему предложить. В результате над «Укртелекомом» все более явственно нависает угроза банкротства.
Очевидно, что правительство и Александр Турчинов просто не имеют права допустить преждевременного окончания смелого эксперимента, имеющего общегосударственное значение. Судя по всему, деньги на его продолжение решено собрать со всех пользователей различных услуг электросвязи. Проблема только в том, что политические оппоненты и пользователи услуг связи, прямо скажем, не поддерживают этот законопроект, а, значит, мешают ликвидировать провалы рынка.
Остается надеяться, что недюжинный менеджерский талант главы «Укртелекома» найдет выход и из этой непростой ситуации. Например, предложит веские и ликвидные аргументы не только членам БЮТовскго правительства, но и их «бело-голубым» оппонентам. Вот тогда наступит нам счастье: «Укртелеком» будет по-прежнему зарабатывать убытки, а мы, пользователи мобильной связи и Интернет, будем их покрывать из собственного кармана.
Николай ГУЦ
http://obkom.net.ua/articles/2010-02/26.1056.shtml
… [Trackback]
[…] There you will find 86787 additional Information to that Topic: portaltele.com.ua/news/companies/lr-2.html […]