Компанії

Блестящее настоящее и туманное будущее Apple

0

Первая половина 2011 и начало осени выдались для Apple урожайными. Её планшетки доминировали на рынке, её смартфоны ставили рекорд за рекордом, а персоналки были единственными востребованными на общем фоне упадка индустрии PC. Когда в октябре ушёл Джобс, ждали всякого: кто обвала, кто новых высот. Правы оказались вторые. 46 миллиардов долларов всего и 13 миллиардов чистой прибыли — таковы результаты даже не года, а первого финансового квартала Apple в 2012 (её финансовый год заканчивается в сентябре).

Собственно от компании с таким размахом деятельности естественно ожидать подобных сумм, но этот случай особый. Цифры рекордные сами по себе: говорят, лучших результатов когда-либо достигали только три компании, занимающиеся нефтью (в их числе Газпром). Но если учесть скорость роста, цифры получаются не просто рекордные, а фантастические. Для бизнеса таких размеров такой рост просто невообразим!

Чтобы лучше представить себе, какой урожай собран «фруктовым» гигантом за последние три месяца 2011, оцените факт: всего около года назад Apple выручала от продаж («грязными», без вычета налогов, себестоимости и прочего) столько же, сколько сейчас зарабатывает «чистыми». Стоит ли удивляться, что Apple теперь самая дорогая компания (по капитализации), по крайней мере на западных рынках?

А ведь торгует она не нефтью. Половину невообразимой денежной горы в первом финансовом квартале ей принесли продажи iPhone. Модель 4S, выпущенная позже обычного (не летом, осенью) и поначалу разочаровавшая публику отсутствием аппаратных новшеств, «раскочегарилась» к рождественским праздникам. В результате удалось реализовать 37 миллионов Айфонов (включая модели 4 и 3GS), почти вдвое больше по сравнению с результатом полугодовой давности. Добавьте сюда праздничную покупательскую лихорадку, добавьте волну интереса к личности Джобса — и вы получите секрет невероятного квартала.

Как минимум следующие два квартала Apple проведёт тихо, без новых рекордов, выручая в лучшем случае каких-то тридцать с небольшим миллиардов. Стоит ли удивляться, что акции компании штурмуют исторический максимум, и аналитики видят их выше 600?

Но внесли свою лепту в общее дело и iPad (пятая часть выручки; 15.5 млн. устройств), и Маки с чуть меньшей долей. Пытаясь отыскать в каталоге Apple хоть один продукт, который бы не рос, аналитики указывают на семейство плееров iPod, слабеющее пятый год подряд. Но даже оно остаётся заметным элементом картины, с более чем 15 миллионами реализованных за квартал экземпляров.

Отдельного упоминания заслуживает средняя маржа (фактически, разница между продажной ценой и себестоимостью) по продуктам, производимым Apple: она достигла рекордных для компании 45%. Цифра впечатлит особенно, если вспомнить, за какие крохи бьются производители PC из лагеря Wintel (см. «HP прощается с PC»).

Теперь в закромах Apple деньгами и ценными бумагами скопилось — грубо — сто миллиардов долларов. По доброй традиции вопрос, как правильно распорядиться этакими деньжищами, больше волнует аутсайдеров, чем саму компанию (см. «Яблоня в цвету»). Впрочем, единственной стоящей идеей, предложенной за прошлый год, была выплата рекордных дивидендов, необходимость чего сомнительна, учитывая, что акции Apple и без того штурмуют исторический максимум. С другой стороны, иных реальных способов потратить накопленное не наблюдается.

Преследование Android-конкурентов (HTC, Samsung и др.) обходится в смешные деньги, что-то вроде сотни миллионов к настоящему моменту. Редкие корпоративные покупки — вспомните поглощение C3 Technologies (см. «Для чего Apple своя навигация») — требуют расходов того же порядка. Вопрос открыт по сей день: отчитываясь перед инвесторами за первый квартал, Пит Оппенгеймер и Тим Кук (CFO и CEO соответственно) сказали, что рассматривают все варианты, но ничего конкретного так и не сообщили.

Что ж, вероятно, многие из тех, кого Apple обошла за последние три-четыре года, хотели бы сейчас оказаться на её месте и ломать над голову над тем, куда потратить излишки, а не как свести концы с концами. Nokia хоть и продала виндофонов Lumia больше, чем ожидала (всего около миллиона штук), потеряла за тот же квартал один миллиард евро (сравните с прибылью 750 млн. годом ранее).

Давать прогноз на следующие двенадцать месяцев компания не решается, оправдываясь тем, что ждёт Большого Перелома на мобильном рынке — конечно же в свою пользу. Вот только деловая пресса не устаёт проезжаться по финнам, пеняя на всплывшие факты спонсорской помощи со стороны Microsoft. Если коротко, есть повод думать, что каждый проданный экземпляр Lumia обошёлся Microsoft в 250 долларов, а в наступившем году софтверный гигант намерен и вовсе пойти на крайние меры вроде вознаграждения продавцов (не компаний — рядовых продавцов!).

Джобс оставил Apple замечательных руководителей (здесь: Тим Кук, Йон Рубинштейн, Фил Шиллер). Но до сих пор неясно, хватит ли их коллективных усилий, чтобы заменить ушедшего CEO.

Схожая ситуация у Nintendo. Продажи в последнем квартале упали на треть по сравнению с тем же периодом годом ранее, а чистый итог составил минус 625 млн. долл., хотя ещё год назад компания делала столько же в «плюс». Nintendo стала жертвой казуальных игр: обывателям проще и интересней играть на своих смартфонах и планшетках, нежели тратиться на «профессиональное» игровое оборудование (см. «Последняя надежда игровых консолей»).

Резкое, почти в два раза снижение цены на портативную консоль 3DS несколько оживило её продажи, но это единственный светлый момент. Расходы на демпинг, пикирующие продажи стационарной приставки Wii и игр рисуют будущее компании в мрачных тонах. Необычную Wii U планируется запустить до конца года, однако, вера в неё сейчас ещё слабей, чем на презентации (см. «Планшетный сюрприз»).

Apple теперь продаёт больше смартфонов, чем любой отдельно взятый производитель, включая Samsung. Но что важнее, она продаёт и больше планшеток, чем любой вендор PC — своих компьютеров. В абсолютном выражении рынок персоналок всё ещё шире планшетного, но Кук уже предвидит день, когда ситуация поменяется на обратную. Отдадим Apple должное, этот прогноз хорошо соотносится с тем, о чём компания говорила последние два года: постперсональная эра грядёт.

Рекорд но закончив 2011, Apple должна теперь продемонстрировать способность определять новые цели и добиваться их без своего основателя. iPad 2 и в некоторой степени грядущая третья модель, iPhone 4S и, возможно, запланированная на лето «пятёрка», Apple TV — всё это и многое другое, производимое или дорабатываемое сейчас компанией досталось ей в наследство от эпохи Стива Джобса.

Пусть Джобс не придумывал продукты единолично, он без сомнения определял общий курс. Так что главным опасением после его смерти стала утрата компанией инициативы — и опасение это не развеяно до сих пор. Только увидев первые по-настоящему новые разработки Apple, оценив реакцию на них (весьма привередливых) пользователей можно будет строить планы на будущее.

Евгений Золотов   http://i-business.ru/

Comments

Leave a reply