Сегодня, пишет «Капитал», после дополнительных консультаций с различными министерствами и госорганами в Кабинете министров будет снова рассмотрен проект постановления, позволяющий Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) объявить конкурсы на связь третьего поколения (3G).
Резкий поворот
Вчера вечером на совещании в Кабмине шли активные дебаты. Как выяснил «Капитал», финальное решение пока дается чиновникам с трудом, так как существуют два сильных лагеря лоббистов интересов на рынке телекоммуникаций. О первом из них «Капитал» уже писал в предыдущих статьях. Президент Петр Порошенко еще летом подписал указ о выдаче до 30 октября трех 3G-лицензий с целью собрать около 3 млрд грн в бюджет и около 2 млрд грн на перевооружение военных, частоты которых должны будут уйти на альтернативные диапазоны связи. Назначенная президентом НКРСИ и крупнейшие операторы мобильной связи эту идею поддержали. Все шло к тому, что Кабмин скоро подпишет постановление о том, чтобы выдать лицензии, а потом за счет операторов провести конверсию военных частот. Но ситуация начала переигрываться, когда министр Кабинета министров Остап Семерак в минувший понедельник представил новый проект постановления, согласно которому будет выдана только одна лицензия.
А остальные — только после проведения конверсии за бюджетные деньги в течение трех последующих лет до 2018 г.
Разумеется, крупные операторы стали бить в набат и приводить весомые аргументы того, что такое решение негативно повлияет на отрасль в целом: появится 3G-монополист, начнутся новые ценовые войны и рынок пойдет вниз. Расстроились и военные. Ведь далеко не факт, что они получат на перевооружение средства из бюджета 2015 г.
Кто дает советы Кабмину
Кабмин свою логику публично не объяснил, но стало очевидно, что премьер-министру Арсению Яценюку и Остапу Семераку кто‑то должен был посоветовать взятый курс. Сразу несколько независимых источников на телекоммуникационном рынке сообщили «Капиталу», что советником министра Кабмина выступает Андрей Бургомистренко. Причем Семерак прислушивается к его мнению не только в вопросах 3G, но и внедрения электронного правительства, например. Бургомистренко сообщил «Капиталу», что является отраслевым экспертом. Он при этом не опроверг и не подтвердил официальную должность советника.
Существует вероятность, что на всю историю с 3G-конкурсами влияет не столько СКМ или «Укртелеком», сколько некая новая сила на рынке, которая только зарождается в среде старых опытных телеком-менеджеров
Бургомистренко в рынке телекоммуникаций давно. Причем около 10 лет он работал управленцем в компании Proicom, основателем которой был Георгий Дзекон — экс-председатель правления «Укртелекома» (сейчас им владеет СКМ), подготовивший оператора к приватизации. С 2011 по 2012 г. Бургомистренко отвечал в «Укртелекоме» за маркетинг. А с конца 2013 г. является советником наблюдательного совета этого предприятия. Его статус на Linkedin выглядит как: «Just Advisor;)»
Узнав, что Бургомистренко, по сути, является советником при «Укртелекоме», а также успешно влияет на точку зрения Семерака, многие участники рынка заявили, что выдача одной лицензии будет на руку только «Укртелекому». «Такой подход сохранит ценность единственной на сегодняшней день 3G-лицензии, которая монопольно находится в его распоряжении «Укртелекома» («Тримоб») и позволит сохранить на нее спрос со стороны игроков, оставшихся без новых возможностей развития», — считает директор по регуляторно-правовым отношениям компании «Киевстар» Андрей Осадчук.
«Да. Я консультирую Набсовет в вопросах управления, так как имею многолетний опыт операционного менеджмента, в том числе в «Укртелекоме». Вопросы стратегии в мои полномочия не входят», — объясняет Бургомистренко в сообщении журналисту «Капитала» через Facebook. Домыслы коллег по рынку о том, что он может представлять интересы «Укртелекома» перед 3G-тендером Бургомистренко категорически отрицает.
Почему можно выдать только одну лицензию
При этом у эксперта есть вполне обоснованное объяснение того, почему сейчас можно выдать только одну лицензию. Первая полоса частот (30 МГц), по его словам, может быть подготовлена к торгам в течение одного-двух месяцев. «Когда освобождали частоты для «Укртелекома» в 2005 г., были освобождены парные полосы рядом», — рассказывает он. Больше, уверяет Бургомистренко, выставить пока нельзя. Иначе будет риск для работы военных.
Такую информацию подтверждает экс-член НКРСИ Владимир Олейник. Он вспоминает, что перед сорвавшимся в конце 2009 г. 3G-конурсом частота полос рядом с полосами «Тримоба» действительно была подготовлена заранее. У операторов другая логика. «Из девяти военных аэропортов, на которых используются РЛС военных в 3G-частоты, работающих осталось только пять-шесть. Они находятся вдали от городов и имеют радиус действия не более 40 км. Поэтому можно сначала выдать лицензии, а потом согласовать проблемные места с военными», — говорит начальник отдела по связям с общественностью «МТС Украина» Виктория Рубан.
У Андрея Бургомистренко есть также ряд объяснений, почему нельзя выдавать лицензии перед конверсией. Вот одно их них: «Нельзя исключать, что среди инициаторов конверсии не окажутся операторы, которых контролирует российский капитал. И такое положение вещей явно не будет усиливать обороноспособность страны». Значительная доля российского капитала, как известно, есть как в «МТС-Украина», так и в «Киевстаре». В кулуарах НКРСИ поговаривали, что Кабмин вообще хотел не допустить их к конкурсу. Бургомистренко уходит от прямого ответа на этот вопрос. Он советует дождаться вступления в силу закона о санкциях, что, по его словам, произойдет до первого конкурса.
Что за новая сила появилась на рынке
Существует вероятность, что на всю историю с 3G-конкурсами влияет не столько СКМ или «Укртелеком», сколько некая новая сила на рынке, которая только зарождается в среде старых опытных телеком-менеджеров. В интервью Forbes в августе экс-президент «Киевстара» Игорь Литовченко прогнозировал, что будет выдана только одна лицензия. Он также вспоминал о российских корнях двух крупнейших мобильных компаний. «Поэтому государство либо регулятор, либо правительство — те, кто будет отвечать за лицензирование, — должны подумать, есть ли смысл выдавать новые лицензии действующим игрокам или стоит создать национального оператора, что тоже может быть вполне логичным», — подчеркивал тогда он.
Высказывания Бургомистренко звучали в унисон со словами Литовченко. «Два оператора с российским капиталом контролируют рынок. Бесполезно поднимать факты, кто и почему так сделал в прошлом, поскольку вопрос заключается в отсутствии национального оператора, которого контролирует государство…», — отмечает он. Участники рынка в последнее время рассказывали «Капиталу» о неком прогосударственном игроке, идею о котором пытаются донести до верхов разные люди, «вхожие в кабинеты». «В стране появился Георгий Дзекон и проводит много встреч», — говорит один из них.
По словам Бургомистренко, с учетом опыта АТО и ситуации с Крымом, и у госорганов, и у силовых ведомств есть неудовлетворенная потребность в услугах конфиденциальной мобильной связи, в хранении информации и эффективной защите госинформресурсов. Поэтому он не исключает, что одна из 3G-лицензий пойдет на нужды государства. Один из собеседников «Капитала» полагает, что речь может идти о создании партнерского проекта государство / бизнес. «Киевстар» и «МТС-Украина» провели вчера вечером совместную конференцию. Руководители компаний пообещали, что если будет только одна лицензия, они подадут в суд.
… [Trackback]
[…] Find More here on that Topic: portaltele.com.ua/news/companies/3g-27.html […]
… [Trackback]
[…] Here you will find 50044 additional Information to that Topic: portaltele.com.ua/news/companies/3g-27.html […]
… [Trackback]
[…] There you will find 95959 additional Info on that Topic: portaltele.com.ua/news/companies/3g-27.html […]
… [Trackback]
[…] Read More Info here to that Topic: portaltele.com.ua/news/companies/3g-27.html […]