Компанії

…И вторые станут первыми

1

Конфликт фирм Samsung и Apple по поводу копирования функциональных особенностей и интерфейса планшетов Galaxy Tab с iPad, а телефонов – с iPhone мне видится гораздо более знаковым и эпохальным, чем просто спор двух хозяйствующих субъектов. Спор, которые происходят в мире не реже нескольких раз на дню, и не менее чем раз в месяц с участием компаний из списка топ-500. Мы стоим на пороге, может быть, не меньшего сдвига, чем в середине 80-х годов, в начале глобализации, когда в основном американские корпорации обнаружили, что бОльшую часть своих доходов они получают от рынков вне своей территории.

Вынесение производственных мощностей и сборочных заводов в страны азиатско-тихоокеанского региона в немалой степени способствовало развитию местных предприятий электронной промышленности, появлению в их штате исследовательских подразделений, способности решать все более сложные и наукоемкие задачи.

Samsung, возникший по корейской программе развития корпораций с госучастием (так называемых чеболей — то, что у нас не получилось и блестяще вышло у корейцев. А секрет, видимо, был прост — надо бороться с коррупцией), все же птица особая. Давний мировой лидер в производстве микросхем памяти — титул почетный, но есть одно но. Будучи совершенно регулярной структурой (ячейка памяти, повторенная на кристалле много миллионов раз), микросхема в производстве не имеет таких трудностей, как производство CPU, где применяются гораздо более сложные и тонкие технологические процессы. Именно поэтому, кстати, от производства микросхем памяти отказалась в свое время (еще в 80-е) корпорация Intel, совершенно верно посчитав, что это слишком простая для нее задача.

Но вот производство процессора Alpha, которым занималась Samsung еще в 90-е, пока этот самый быстрый и наиболее продвинутый в индустрии образец технического совершенства по цепочке DEC-COMPAQ-HP не был отправлен на свалку, говорит о Samsung уже совсем с другой стороны! И неудивительно, что до известных споров с Apple именно Samsung выпускала для них процессора A5 ARM-овской архитектуры — сердце iPad и iPhone. Точно так же Apple-у и сейчас никуда не деться от Samsung при закупке Retina-а дисплеев высокого разрешения.

Читайте також -  Samsung покращила перископічну камеру у смартфонах

Когда Samsung захотел, он пришел на очень конкурентный рынок жестких дисков и занял там свою долю с вполне неплохими изделиями (сейчас это подразделение продано), когда захотел — вторгся на рынок мобильных телефонов и смартфонов и уже находится там на 1-м месте. И в конце концов, рынок планшетов, из-за чего и разгорелся весь сыр-бор патентный спор, где ему единственному, кроме Apple, удалось отхватить солидный кусок, продажи остальных грандов вообще мало заметны (ни Motorola, ни HP не смогли хоть сколь-нибудь заметно прозвучать со своими вариантами).

Конечно, не только Samsung ставит рекорды. Продажи смартфонов HTC выросли во многие разы за последние несколько лет, и это наверно самый сильный после Samsung производитель, сильный своей инновационностью и скоростью вывода на рынок новых моделей. Фирма Hauwei, имеющая в своем продуктовом портфеле широчайший спектр сетевого и телекоммуникационного оборудования, от модемов до базовых станций сотовой телефонии — такого охвата нет ни у одной фирмы в подлунном мире. Foxconn, представляющий собой сборочную фабрику с количеством занятых за миллион человек и способный выполнить заказ любого объема. NVidia, прочно удерживающая первые места в мире компьютерной графики, производстве многоядерных ARM-процессоров (после того, как Intel не пустила ее на рынок х86) и придумавшая использовать графические ядра для суперкомпьютерных вычислений. Уникальным производственным потенциалом владеет тайваньская TSMC.

Похоже, и по логике вещей это рано или поздно произойдет, «азиатские драконы» перестанут мириться с ролью вторых во всех сегментах ИТ рынка. Накопленные знания и умения, производственные мощности, блестящий инженерный персонал, высокая культура производства, трудолюбие, неизбалованность благами цивилизации…Пока это случилось в основном в секторе бытовой и профессиональной аудио-видео техники, но пройдет совсем немного времени — и…

Картина мира, которую придумали американские корпорации (окей, на самом деле выстроили, вложив огромный труд), понемногу дает сбои. Разрабатывать, патентовать и далее ехать на лицензионных отчислениях от партнеров и конкурентов (патентные сборы умудряется получать даже Microsoft с продажи Android-устройств!) или же навсегда защитить свои продукты от появления чего-либо подобного далее не всегда будет получаться, и как минимум, по двум причинам.

Читайте також -  Apple повертається до ідеї Стіва Джобса про створення фірмового телевізора

Во-первых, когда азиатские корпорации накопят некий патентный портфель чтобы хотя бы близко мочь противостоять американским (это пока в перспективе – даже Google проигрывает в этом плане Microsoft, как мы видели. Кстати, приобретение Motorola имело смысл не с точки зрения тех или иных конкретных патентов. Речь идет как раз о патентной массе — то есть возможности выдвинуть немалое количество встречных исков — зачастую даже надуманных — в случае патентной атаки. Это похоже на ядерное сдерживание в политике, и, конечно, есть совершенно негодная практика, но лучшего пока ничего не придумано. Именно наличие такого рода тяжелой артиллерии с обеих сторон вынуждает фирмы заключать так называемые кросс-лицензионные соглашения, что несколько снимает остроту проблемы. Бегать в суд по каждому случаю не хватит никаких денег даже у сильных мира сего).

Вторая причина лежит в колоссальном и пока не полностью раскрывшемся потенциале внутреннего рынка Китая, Индии и других развивающихся стран, которые весьма снисходительно смотрят на нарушение авторских прав на своими производителями на своей территории.

Ставка на собственные операционки (время от времени мелькают сообщения о желании Samsung сконцентрироваться на разработке собственной ОС Bada, также ходили слухи о приобретении у HP WebOs или у Intel MeeGo), похоже, способна поменять эту ситуацию. Все это не что иное, как поиск способа отвязаться и выйти из плоскости, в которой толкаются локтями производители на ИТ-рынке.

В общем, тема настолько проняла меня, что родился куплет

Патентные споры — последнее дело,

Когда больше нечем крыть.

Но бизнес идет, а маржа оскудела,

И тянет друг друга судить!

Вернемся обратно к прозе жизни. Обострение патентных споров, как по мне — нехороший симптом. Именно предсмертным залпом фирмы SCO были претензии ко всем и вся производителям Unix-клонов (заплатила даже IBM, решив не связываться) — и не стало такой фирмы. В общем, не к добру это все.

Владимир Комен    http://i-business.ru/

Comments

Leave a reply

error: Вміст захищено!!!