Мережеві технології

Ethernet Exchange в отношении к закону «бутерброда»

0

Как считают в Vertical System Group, к 2014 году общая емкость рынка услуг для бизнес-приложений, построенных на базе Ethernet, по всему миру должна составить $40,2 млрд. Незначительная, по меркам рынка часть от этого объема, менее 2% с доходом $674 млн., будет создаваться услугами Ethernet Exchange. Надо только понимать, что простое словосочетание в данном случае несет под собой одну из интересных тенденций отрасли, направленную на развитие стандартов Carrier Ethernet и расширение взаимодействия, устремленного на обмен сетевыми ресурсами между операторами связи.

Суть в том, что Ethernet, выйдя изначально из LAN-сетей корпоративных пользователей, где эта технология стала стандартом де-факто – в последнее время все чаще утверждается и как транспорт для построения различных сетей, имеющих географически разнесенные узлы. Вот только за долгие годы властвования услуг телефонной связи, синхронной цифровой иерархии и меди на распределительных кабельных сетях – основная часть мира телекоммуникаций построена пока на базе nonEthernet технологий.

Если обратиться к истории, кто помнит мир на заре появления интернет, когда сети на базе IP без подписания соглашения с NFSNet, обеспечивающей тогда доступ к значительной части «сети сетей», — были всего лишь островками, некоторые из которых могли быть больше, некоторые меньше? Ситуация изменилась только в начале 1990-х годов, когда появление первых коммерческих точек обмена трафиком (Internet Exchange Point, IXP) и протокола маршрутизации BGP оказало значительную роль на развитие интернет и позволило операторам самостоятельно устанавливать отношения по обмену/покупке/продаже связности.


Carrier Ethernet Exchange Model, презентация MEF Global Interconnect

В текущем времени ситуация с операторами Ethernet услуг тождественна. Закон Меткалфа гласит: ценность сети пропорциональна квадрату числа подключенных элементов системы (N2). Создав отдельные территориальные сети Carrier Ethernet, операторы стали перед дилеммой увеличения глобальной и региональной составляющей своей среды для расширения географии предоставления услуг. Закрыть «белые» пятна в охвате своих сетей зачастую возможно с применением ресурсов сети другого оператора, имеющего требуемое географическое покрытие.

Помочь упростить и сократить время на соглашения интерконнекта, — как раз и призван Ethernet Exchange. В январе 2010 года Metro Ethernet Forum ратифицировал спецификации Ethernet Network-to-Network Interface (ENNI, MEF26), что позволило снять многие препятствия, связанные со стандартизацией соглашений об услугах и идея построения нейтральной сети, которая помогает организовать взаимодействие между различными поставщиками услуг Ethernet, получила свое дальнейшее развитие.

Интересно, что принципы, заложенные в Ethernet Exchange, хорошо «перекликаются» с идеями network sharing (совместного использования сети), одного из ключевых трендов в 2010 году по версии InformaTelecoms& Media, и просто великолепно соотносятся с девизом известного магистрального оператора, который в 2007 году стремительно взошел на сцену рынка связи РФ: «Объединяя преимущества каждого, создаем новое качество целого». Именно этот оператор, в недалеком прошлом, смог продемонстрировать весь потенциал, заложенный в эффекте применения инфраструктуры сторонних операторов, реализовав целый ряд государственных проектов. Кстати сказать, и само государство Российское не прочь поучаствовать в развитие последних веяний телекоммуникационной отрасли, предлагая операторам строить интернет – сети в регионах по схеме соинвестирования.

Как бы там не было, проблема «последней» мили российским операторам федерального масштаба известна давно. Каждый из них, предлагая услуги крупным корпоративным пользователям, имеющим географически разнесенную структуру, озадачивается вопросом, каким образом доставить свои услуги до сайтов / офисов клиента. Факт в том, что эта категория пользователей желает получать сервис от одного оператора связи, взваливающего на свои «плечи» весь комплекс работ по созданию требуемой им топологии корпоративной сети. Чем крупнее корпоративный клиент, чем больше у него офисов, чем значительнее будет сумма контракта, — тем выше шансы проявиться в полной мере закону «бутерброда», который всегда падает маслом вниз: обязательно найдутся сайты, которые будут находиться за пределами зоны доступности сети оператора. И потенциально хороший доход по будущему контракту повиснет в воздухе, а деньги, выделенные у клиента на реализацию проекта, — так и не будут им потрачены.

Естественно, хорошим решением будет достроить собственную сеть. Однако, очевидная реальность такова, что не всегда есть возможность добраться до требуемого места расположения клиента своими коммуникациями. Это может быть просто сложно технически, нецелесообразно с точки зрения затрат, или по каким-либо иным причинам. В этом случае следующим шагом может стать использование ресурсов сети стороннего оператора, присутствующего в нужном месте и выступающего в качестве партнера. Примером такого идеального партнера, с инфраструктурной точки зрения, но никак не с коммерческой или организационной, во всяком случае, для альтернативных операторов – были и пока есть региональные компании Связьинвеста (МРК). Их сети, разветвленная структура которых развивалась еще с давних времен, дают великолепную зону охвата «севшему» на нее оператору.

  • Источник: «На сегодняшний день услуги ШПД предлагают 55 альтернативных операторов, которым ЮТК предоставляет каналы в аренду… в ЮФО ООО «Скартел» арендует у ОАО «ЮТК» 180 км каналов передач, ОАО «Билайн» — 340 км, ОАО «Мегафон» — 80 км…». Примечание: По опыту и мнению автора приведена только малая часть и при этом не самая объемная…

Возвращаясь к Ethernet Exchange,первый аспект, который кладется в «копилку» применения этой модели является все возрастающие потребности к пропускной способности приложений, работающих в корпоративных сетях пользователей. Если раньше основная часть запросов требуемой корпоративным клиентам полосы составляла 256 — 512К (в удаленных от штаб-квартиры офисах), то уже сейчас речь в основном идет о полосе не менее 1024К. Пройдет еще немного времени, и заявки организаций перейдут критичный для систем передачи на основе кабеля ТПП рубеж в 2М и устремятся выше, к 4-10-100М.

Операторам, предоставляющим услуги корпоративным пользователям, предстоит большая работа по переходу с медной жилы на оптическое волокно вкупе с Ethernet на «последней» миле. Характерно, что изменение среды передачи в сетях доступа приведет к трансформации рынка. Мир новой, оптической инфраструктуры, будет кардинально отличаться от мира старой, медной, — двумя ключевыми нюансами:

— есть большая уверенность, что существующее сейчас превосходство сетей МРК в территории покрытия будет не столь подавляющим. Давнего гандикапа, в лице хоть и плохо развитой за годы застоя и перестройки, и, тем не менее, на момент старта все-таки хоть какой-то инфраструктуры из кабельных сетей, систем передачи и телефонных станций — уже не будет. Сейчас фору по времени выбирают альтернативные операторы. Они стали развивать сети ШПД на базе FTTB раньше, чем МРК, которые к активному строительству приступили только в этом году;

— основным лейтмотивом ведущегося сейчас строительства сетей ШПД крупными операторами является частный пользователь и операторы «бьют по площадям», покрывая сразу своими сетями спальные районы с компактным расположением массы проживающих. Прерогатива «точечных» подключений бизнес – центров, не говоря уже о промышленных зонах и удаленных от жилых районов производств и офисов – находится на второстепенном месте.

Вторым аспектом стоит отметить развитие существующих сетей 3G/UMTS (HSxPA+) и будущих 3G/LTE. Рост объемов услуг мобильной передачи данных ведет к применению в транспортных системах (backhaul) этих сетей принципов all-IP/Ethernet. Одним из преимуществ модели Ethernet Exchange, для мобильных операторов, как раз и является возможность быстро реализовать транспорт до базовых станций, применяя сетевые ресурсы множества присутствующих в одном месте операторов. В этом ключе, не совсем, правда, удачном именно с точки зрения Ethernet Exchange, можно привести запуск Скартелом тестовой сети LTE в Казани, когда транспортная сеть была построена компанией Таттелеком.


IP Ethernet in Mobile Backhaul Infrastructure, Infonetics Research

Третьим аспектом, работающим на Ethernet Exchange, служат, в том числе, и прямые действия МРК, которые в ряде регионов (в частности в ЮФО) способствуют «вытеснению» альтернативных операторов со своих площадок. Чего только стоит история с вводом некоммутируемых транзитных соединений ЮТК в 2008 году?! Альтернативные операторы, изначально развивавшие свои транспортные сети и узлы вокруг центров консолидации сетевых ресурсов, которые в регионах часто исторически были представлены площадками МРК — вынуждены искать другие места для реализации межоператорского взаимодействия. При этом, искомая площадка может не «замыкаться» на одной функции. Независимый от компаний связи дата-центр, выполняющий роль такой площадки, и при этом «не играющий на их поле», может предоставлять дополнительные услуги, помогая операторам развивать свой бизнес: co-locations, Internet / Ethernet Exchange, CDN-сети, cloud computing и т.д.

Надо сказать, что создание таких площадок в регионах, даже без деяний МРК, — вполне назрело. Ведь в соответствии с законом Меткалфа, расширение территории охвата увеличит ценность сетей операторов для конечных клиентов. Экспоненциальный же рост этой ценности позволит увеличить доходы всем участвующим во взаимодействии операторам. В конце концов, хватит «бутерброду» падать маслом вниз — по сегодняшним, «не тучным» временам, надо получать максимум с рынка.


Number of IXP per country. 2009 Report on European IXPs. Euro-IX

PS: Между тем, территория России располагается в 9-ти часовых поясах на 12,65% площади заселенной человеком суши…

Автор: Егор Дробышев

NAG.RU

Comments

Leave a reply