За последние два дня ко мне с вопросами за комментариями обратились совершенно разные СМИ, но всех их интересовало одно – насколько вообще эффективны, на мой взгляд, проекты социальных сетей для государственных чиновников. Понимая, что из моей речи они возьмут только отдельные “куски” информации, попробую сформулировать целостную позицию для обсуждения. В целом, вне зависимости от направления работы и специфики целевой аудитории, социальные сети – это хороший механизм для коммуникации между значительным количеством людей. Посудите сами – там есть личные профайлы участников, есть подтверждение их персональных данных (все сети для чиновников – закрытые, поэтому кто там регистрируется известно), существует система статусов и множество координат для контактов, а также достаточно быстро отображается их состояние (занят, отошел, на рабочем месте и т.д.), есть возможность структурировать информацию по тем или иным проектам. Тем более, всю оперативную информацию можно довести как до конкретных исполнителей, так и до целых рабочих групп, организовать обсуждения и видеть логи того кто и что предлагал.
При этом, к сожалению, готовых движков социальных сетей на рынке нет – необходимо приобретать заготовки и далее их тщательно “обрабатывать напильником” для получения качественного результата. Поэтому подобные проекты стоят дорого, а внедряются медленно. Та же Регионалочка.ру – хороший пример того, что хотели как лучше, а получилось…. Ну как получилось так и получилось – Одноклассники/ВКонтакте в миниатюре 🙂 Проблема, к слову сказать, использования таких систем состоит в нежелании чиновников использовать современные системы взаимодействия для организации рабочего процесса. Нет четкого, однозначного, структурированного и явного сигнала сверху, о том, что это не рекомендовано, не “для ознакомления”, а обязательно, необходимо и нужно. Кто, понятное дело, не использует – тот враг системы и подлежит наказанию. Нет – ничего подобного 🙂 А необязательность исполнения – это прямой путь к анархии, которая и наблюдается. И никакие призывы, заклинания профильного министра делу не помогут – он не значим.
Для чего в принципе нужны социальные сети для чиновников? Общение по проектам, обсуждение конкретные решений, подготовка тих самых решений, задачи на сбор материалов (с небольшими трудозатратами), проведение рабочих совещаний с помощью ВКС в противовес старым “селекторам”, оперативный обмен закрытой или ограниченной информацией с помощью систем личных сообщений (хорошо, если для их приема и обработки можно будет использовать еще и смартфоны). Это далеко не полный список дел. В некоторых регионах (самый, видимо, яркий пример – Татарстан) такие системы не просто демонстрируют свои возможности, а работают, увеличивая скорость принятия решений и упрощая процесс согласования бумаг. Сначала соцсеть – это надстройка над системой документооборота, а дальше – пусть локальная, но все-таки система обмена информацией “по делу”. Но пока и этого нет в сетях для чиновников. Почему? Возможно, генетическая память.
Дело в том, что прообразом контакта по разным проектам можно считать LiveJournal, где на волне интереса к информатизации российской власти, многие чиновники завели себе “персональные блоги”. По сути – это один из методов работы “с народом”, до которого региональные лидеры спускаются со своих карманных Олимпов только по необходимости. С точки зрения медиа-факта создание “представительства в социальных сетях” – проект “новационный”, под это можно освоить бюджет. Но это дает хотя бы какой-то персональный PR-выхлоп при минимальных затратах времени первого лица. И, самое главное, никак не меняет сложившуюся схему работы в его команде – бумажки, телефоны, многочасовые совещания: все остается именно так. Кстати, наиболее интересный вариант работы с обратной связью в таких блогах (к примеру, на уровне мэра города или губернатора) – это заставить подчиненных внимательно чинать комментарии пользователей и реагировать на те, что по делу 🙂 Помнится в блоге нижегородского и тверского губернаторов я такие мини-баталии время от времени наблюдал: было интересно. А с социальными сетями такого демонстрационного эффекта нет – они закрыты для пользователей (и это хорошо: пусть рабочий процесс там будет, а не политкорректные высказывания “для мира), поэтому нужны только для дела. Но эта формула, как раз, и не работает. Вот в той же Регионалочке всего меньше 4 тыс. регистраций. Да пусть это сеть для “IT профессионалов в государственном и муниципальном управлении”, но все же. Это как понимать – столько чиновников у нас владеют компьютером и могут сделать себе учетную запись? Нет, конечно – именно столько людей имеет кучу времени на рабочем месте, чтобы погулять по сети. Остальные в это время занимаются другими, далекими от работы вещами.
Возможно, дело в том, что текущие соцсети оторваны в ИТ-планы от тех проектов, которые реализуются в том или ином министерства на глобальном уровне. Ну нет там “спайки” или шлюза с интранет-системами, нет возможности установки доверительного канала связи по VoIP с шифрованием, чтобы поговорить о рабочих, просто о рабочих, а не ДСП-вопросах. У спецслужб это, конечно, есть, но мы о более массовом явлении – о повышении эффективности работы самых обычных госслужащих. Думаю, что текущие проекты слишком оторваны от реальности, чтобы стать популярными и нужными. И никакое влияние сверху здесь, наверное, не поможет – без связки с существующими ИТ-внедрениями новые… просто бесполезны.
Максим Букин http://i-business.ru/