Бізнес

Что происходит с IPO технологических компаний США?

0

После летнего ралли стартапы все чаще откладывают свой выход на биржу. Виновата ли в этом только общая волатильность рынка, или есть и другие причины, кроющиеся в самих стартапах? Летний ураган IPO технологических компаний сменился мертвым штилем. Вчерашние кумиры инвесторов, мечтавших вложить деньги в успешные IT-проекты (несмотря на зловещие предупреждения о возможном фондовом пузыре, аналогичном тому, что вспух в эпоху бума доткомов), один за другим тихо сходят с дистанции. Лишь неделю назад отложила свой выход на фондовый рынок лидер индустрии игр для социальных сетей, компания Zynga. Теперь же Wall Street Journal сообщает о том, что аналогичное решение принято и другим хедлайнером своей отрасли – сервисом купонных скидок Groupon. Что происходит с технологическими стартапами?

Трудно предположить, что компании внезапно обнаружили, что не нуждаются в данное время в средствах, которые намеревались собрать в ходе IPO. Zynga планировала продать акций на сумму до $ 1 млрд., не меньше $ 750 млн. планировал собрать Groupon. Не секрет, что обе компании, как и другие hi-tech дебютанты фондового рынка рангом помельче выжидали наиболее благоприятного момента – т.е. такого, когда наиболее перспективные IPO закончатся и инвесторы будут готовы на все, чтобы заполучить кусок пирога пожирнее. Вот и дождались.

Первой свою заявку по форме S-1 отправила в комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) Groupon и, если бы все пошло по плану, то уже на следующей неделе мы бы увидели компанию на бирже. Однако действительность оказалась несколько иной: пока заявки обеих компаний находились на изучении в комиссии, вчерашние дебютанты фондового рынка технологической отрасли стремительно теряли в весе. Разразившаяся на биржах в начале августа встряска больно ударила по hi-tech фаворитам: акции LinkedIn подешевели сразу на 12%, 11,4% потерял Renren, 7,6% капитализации утратила Pandora. Учитывая, что за прошедший месяц рыночная ситуация стабилизировалась не очень заметно, выходить в таких условиях на IPO и впрямь как-то недальновидно.

Именно волатильность рынков выдвигают в качестве основного аргумента в пользу переноса IPO на более поздний срок и Zynga, и Groupon. При этом обе компании предпочитают нивелировать то обстоятельство, что у SEC возникли довольно серьезные претензии к их заявкам. Так, комиссия считала, что Zynga, которая получает основной доход от продажи виртуальных товаров, используемых в ее играх, должна раскрыть истинную долю игроков, раскошеливающихся на онлайн-удобрения и компьютерную броню. Производитель игр, в свою очередь, очень долго не желал этого делать, а когда все же был вынужден пойти на это, выяснилось, что ежемесячно платят за виртуальные товары менее 5% из 232 млн. игроков.

 

У Groupon, впрочем, дела еще хуже. Едва ее заявка оказалась в комиссии по ценным бумагам и биржам, как претензии SEC посыпались, словно из худого мешка. Прежде всего, комиссии не понравилось то, что сервис купонных скидок не указал в составе рисков тот факт, что его бизнес нелицензируем и легко поддается копированию (что, впрочем уже успел опровергнуть Facebook, весьма недолго экспериментировавший с аналогичным сервисом). Далее, комиссию поразила невиданная прежде система бухгалтерского учета, которую сама компания гордо именует «adjusted consolidated segment operating income (ACSOI)», и при которой гигантские маркетинговые расходы на привлечение новых клиентов смело относятся… к доходам!

Но и это еще не все. Будучи в половине шага от урегулирования всех разногласий с SEC, глава компании Эндрю Мейсон (Andrew Mason) вдруг рассылает своим сотрудникам письмо, наполненное злобной (по другому не скажешь) руганью в адрес критиков компании и подробным описанием успехов компании, включая финансовые достижения. Первое ему бы еще простили, но второе, согласно правилам SEC, в период выхода на IPO строжайше запрещено – и комиссия немедленно связалась с адвокатом Groupon.

Мейсон, впрочем, давно известен своим нестандартным поведением. Так, рассказывают, что однажды он нанял человека только для того, чтобы тот расхаживал по офису в балетной пачке – просто, чтобы услаждать взор и отвлекать от назойливых мыслей. Его стиль управления отличается внезапными причудами и эксцентричностью, но это еще полбеды: отправляя своим сотрудникам объемистую энциклику, он не мог не понимать, что нарушает закон, напрямую отрезая компании путь на биржу. Впрочем, с первого дня, как Groupon подала заявку S-1, ходили упорные слухи, что Мейсон сделает все, ради сохранения единоличного тотального контроля над компанией.

Подводя итог, приведу данные компании Dealogic, отслеживающей темпы IPO в США. По ее информации, при том, что до июля этого года ежемесячно первичное публичное размещение акций совершали 12 компаний, причем объем проданных акций достигает $ 4,2 млрд., в августе их количество усохло до трех при объеме в размере $ 867 млн. Тринадцать компаний сочли за благо отложить свой выход на биржу на потом. Может, оно и к лучшему?

Илья Никонов http://i-business.ru/

Comments

Leave a reply