Бізнес

Трансформация ИТ и бизнеса: взгляд в будущее

1

На круглом столе, организованном компанией EMC для руководителей ИТ-служб российских и международных компаний, с докладом «Будущее информационных технологий в бизнесе» выступил Росс Доусон — эксперт с мировым именем, специализирующийся на прогнозах путей развития бизнеса. Публикуем отрывок из его выступления в текущем номере журнала CIO. Технологии приходят в компании разными путями, адаптируются к меняющимся экономическим условиям, меняющемуся спросу, по-разному ведут себя в плане восприятия новых возможностей, открытия новых проектов либо инноваций. Причем с точки зрения адаптации к меняющемуся миру это могут быть как более гибкие, так и менее гибкие компании.

Позже я хотел бы задать вам вопрос: считаете ли вы, что разрыв в показателях производительности работы компании зависит только от того, насколько компания быстрее адаптируется к принятию новых технологий? Насколько и почему российские предприятия отличаются от бизнесов других стран по эффективности своей деятельности?

В настоящее время рабочие процессы могут осуществляться где угодно. Мы видим хирурга в США, который производит операцию в Европе, но он делает это при помощи электронного соединения. Работа непосредственно может осуществляться где угодно, за исключением, может быть, лишь таких процедур, как массаж или стрижка, когда требуется непосредственное присутствие человека. Но в целом работа может осуществляться где угодно — внутри помещения либо за его пределами, и это является основополагающим сдвигом, изменением, которое сейчас происходит повсеместно.

Другое характерное явление нынешнего времени — появление бизнеса, который я называю модульным или блочным. В качестве примера можно взять китайское предприятие Jialing, которое с 1981 года производит мотоциклы, скутеры и мопеды. А ведь несколько лет назад безусловным мировым лидером в производстве мотоциклов была Япония. Но сегодня эта фирма на западе Китая имеет четыре дочерних компании и ряд заводов по производству мопедов, скутеров и мотоциклов в странах Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Скутеры и мопеды Jialing экспортируются более чем в 90 стран и регионов. Компания сосредоточила 30% мирового производства мотоциклов. В чем причина? В том, что она выбрала подход, принципиально отличающийся от японского.

Японцы требовали от своих поставщиков, чтобы нужные компоненты стопроцентно соответствовали образцу. А китайцы шли к поставщикам и говорили, что хотят мотоцикл примерно такого размера, мощности и примерно с такими показателями, просили поработать над деталями и предоставить их. То есть все поставщики этой фирмы не работали по какому-то генплану: они имели большую свободу действия с точки зрения создания отдельных компонентов мотоцикла и старались трудиться творчески.

Подобные идеи блочных или модульных бизнесов можно наблюдать в совершенно различных областях, в применении к различным бизнес-процессам. Бизнес-процессы разбиваются на модули, и эти модули могут передаваться на исполнение за пределы организации, в другие страны. И тогда конкуренция уже не только наблюдается в рамках самой организации, но и спускается на уровень бизнес-процесса.

Я бы обратил также внимание на следующие факторы, которые я называю медийной экономикой. За последние 20 лет экономика США выросла с 4,5 до 9,3 трлн долларов. Но сама масса реально произведенных товаров за это время не сильно изменилась. То же и в России, и в других странах: в последующие 17–20 лет экономика вырастет вдвое, но это произойдет не за счет увеличения массы производимых продуктов. Расширяются сектора услуг, идей, инноваций. Это можно назвать медийной экономикой, потому что производство товаров и всего, что с ними связано, сопровождается производством идей, услуг. Взять, например, добывающее предприятие: все равно это будет медийная компания, так как она производит для себя какие-то внутренние услуги.

Росс Доусон известен широкой ИТ-аудитории как ключевой докладчик на крупных конференциях и автор ряда бестселлеров. Широкую известность Доусону принесла выпущенная в 2002 году книга «Living Networks», в которой предсказывалась революция социальных сетей. Читательская аудитория его книги «Future of Media Reports» насчитывает десятки тысяч человек. Доусон является основоположником исследовательского научного центра Future Exploration Network и консультирует по вопросам будущего развития цифровых технологий ряд крупных организаций, таких как Ernst & Young, Macquarie Bank, Microsoft и News Corp.

То же самое можно сказать и о финансовом секторе. Информация является деньгами, поэтому услуги финансовых компаний хотя и не имеют фактического веса, но, безусловно, приводят к росту валового продукта.

В блоке покупательной способности мы также видим существенные сдвиги, изменения: потребителям становится доступно больше информации, и они могут повлиять даже на мнение правительств. Но особенно важно влияние покупательной способности на репутацию компании. У многих есть приложения на iPhone, где мы видим, например, ряд ресторанов, местных баров, и информации сопутствуют отзывы, рейтинги заведений. На основе этих данных клиент выбирает то место, куда он отнесет свои деньги. Потребители слышат друг друга, интересуются мнением людей, которые уже посетили это заведение.

Бизнесу остается лишь продолжать работать над лояльностью клиентов, продолжать ее повышать.

С появлением социальных средств бизнес обретает возможность уделять мнению потребителей гораздо большее внимание, чем прежде. Вот один из многих примеров. Представители Green Peace выложили на Youtube видеоролик, демонстрирующий, что компания Nestle провоцирует вырубку лесов. И это немедленно повлияло на торговую марку Nestle, вызвав новостной взрыв. Мгновенно это стало мировой проблемой: многие люди заходили на страничку Nestle в Facebook и оставляли там свои гневные отзывы. Возможно, таких было не слишком много, но с помощью технологий, которые мы сейчас имеем, это очень быстро разнеслось по всему рынку в мировом масштабе.

Или взять феномен американской компании Groupon — похожие компании есть и в России, и в Европе. Идея сервиса групповых скидок оказалась очень успешной. Сто, тысяча клиентов объединяются, делают заявку на какой-то продукт и запрашивают лучшую цену. Но это стало возможно с помощью технологий.

Сегодня мы наблюдаем снижение лояльности клиентов бизнесу. Вы можете зайти в любой магазин в мире, просканировать штрихкод продукта либо распознать при помощи своего смартфона этот продукт — и ваш телефон покажет вам, где, в каких других магазинах вы можете купить такой же товар по более низкой цене. Либо можете его же приобрести в онлайн-режиме. У потребителей сейчас гораздо больше выбора и они, безусловно, не будут хранить лояльность вашему магазину, если цена там выше. И это тоже следствие технологий.

Следующий блок — интенсивная конкуренция. Частично это связано с тем, что практически все продукты являются сейчас глобальными. Мы уже говорили о том, что работа может производиться в любой точке мира. Есть такой термин: Crowd Sourcing — привлечение ресурсов «чесом». Достаточно зайти на какой-то сайт-агрегатор, и он сразу же предложит множество опций на выбор, будь то разработка программного обеспечения, дизайн или что-то еще. При помощи таких специальных сайтов любую часть работы можно сравнить по цене и качеству.

Один из важнейших аспектов — кадровая составляющая. И важнейшими бонусами, которыми можно заинтересовать своих сотрудников, помимо хорошей должности и зарплаты, безусловно, являются гибкость, бо,льшие возможности, которые предоставляются персоналу. Иногда для того, чтобы привлечь самых лучших сотрудников, которые составят ядро конкуренции и будут способствовать повышению конкурентоспособности организации, достаточно, например, предоставить возможность гибкого графика.

Заметным фактором влияния технологий на бизнес становится наблюдаемое сегодня стирание межотраслевых границ. Компании из других отраслей начинают производить какие-то продукты либо предоставлять возможности, схожие с вашими. Сегодня мы видим: различные отрасли стали насколько близки друг к другу, что из одного отраслевого сегмента не составляет труда осуществить переход в другой. Интересно, что пока еще здесь есть зоны, свободные от конкуренции, с потенциалом для создания новых бизнесов.

И еще один немаловажный фактор, — это темпы развития инноваций. Хороший пример влияния скорости инноваций на успех в бизнесе демонстрирует розничная сеть магазинов одежды Zara. От разработки дизайна до поступления новой линии в продажу Zara требуется всего 2 недели, в то время как средний показатель в индустрии составляет минимум 6 месяцев. В течение года здесь разрабатывается более 10 000 новых дизайнов. Специалисты Zara внимательно изучают спрос своих покупателей, чтобы производить, поставлять в магазин и укладывать на полку пользующиеся спросом товары гораздо быстрее, чем это делают конкуренты. Во многих бизнесах сегодня можно наблюдать сильное ускорение выполнения процессов. Естественно, такие подходы будут копироваться, поскольку возможность делать работу быстрее приносит добавленную стоимость. Но в бизнесе важно быть первым.

Мы рассмотрели ключевые драйверы в бизнес-ландшафте: экономическую составляющую, покупательную способность, а также рычаги кнкуренции. А теперь вопрос.

Считаете ли вы, что разрыв в показателях производительности работы компании в значительной степени зависит от того, насколько быстро компания адаптируется к принятию новых технологий? Насколько и почему российские предприятия отличаются от бизнесов других стран по эффективности своей деятельности?

С ответами на этот и другие вопросы участвовавших в работе круглого стола руководителей ИТ-департаментов вы сможете познакомиться в следующем номере журнала CIO.

Автор: Росс Доусон  http://i-business.ru/

1 Comment

  1. … [Trackback]

    […] Read More to that Topic: portaltele.com.ua/articles/business/2012-08-28-16-36-26.html […]

Leave a reply