Интересно, что глобальные игроки, которые так любят выпускать мобильные телефоны, окончательно сдали рынок мобильных модемов и роутеров своим коллегам из Юго-ВОсточной Азии. Будь то Nokia или Samsung и даже LG — они не заметили новый тренд, а, быть может, посчитали его слишком незначительным. Кто-то даже пытался спорить с операторами, говоря о том, что именно их торговая марка должна быть на корпусе больше всех. И они — проиграли. Глобальная ошибка — и новый рынок, который за пару лет взрывным ростом увеличился до десятков и сотен миллионов реализованных устройств, от них ушел.
Да, там минимальная маржа, но логотип вендора (яркий пример — Huawei), пусть и крошечный по сравнению с логотипом оператора связи, постепенно внедряется в подсознание пользователей: и все это работает — торговая марка запоминается. Кроме того, такие производители ухватили самое ценное, что может быть на рынке: огромные целевые заказы от провайдеров мобильной телефонии с гарантированным сбытом и значительными партиями поставок всего на 2-3 устройства модельного ряда. Они, конечно, производят десятки конфептов, но продвигать на рынок необходимо всего 2-3 топовых устройства — причем убеждать в выборе конечных клиентов и тратить на это сотни миллионов долларов не надо. Достаточно убедить только тендерный комитет того или иного оператора связи, вуаля, рынок у вас в кармане. При таком подходе вполне можно смириться с минимальной маржой — особенно если она составляет миллионы. Тем более операторы уже научились продавать такие устройства за небольшие деньги, активно педалируя реализацию не устройства, а комплекта «модем + тариф на несколько месяцев». Чтобы пользователь привык… и оплатил оператору стоимость оборудования, а также цену подключения.
С роутерами подход будет примерно аналогичный — и обратятся, как мы понимаем, операторы к старым и проверенным партнерам. К компаниям из Юго-ВОсточной Азии, у которых с пониманием бизнес-логики все нормально: «логотип не важен, мы возьмем деньгами». Продавать их клиентам будут тоже сопределенным уровнем дотации, чтобы максимально снизить ему стоимость входного билета — все равно все вернет сторицей.
Со смартфонами все гораздо сложнее — оборудование это, пусть и работает под Android, но не такое уж и дешевое в сравнении с модемами/роутерами. Однако, как показывают арсчеты всех возможных аналитиков, именно пользователи «вооруженные» такими устройствами, приносят компании больше всего денег. Посмотрим сами — они постоянно на связи, поэтому им интересны более дорогие тарифы с полосой пропускания, поскольку их многочисленные виджеты «выюирают» значительный объем трафика, качая обновления. Вдобавок, такие терминалы используют в роуминге: а стоит пользователю прогрузить карты Google в обход Wi-Fi, как по роуминговым расченкам ему было бы проще объездить на такси весь мегаполис с живым гидом. Кроме того, смартфон оставляет оператору многочисленное «салями» в отношении оплаченных, но недополученных услуг- им просто пользуются чаще, но урывками. Кроме того, такое устройство обычно «пустое», в плане дополнительного ПО, при покупке — поэтому вероятность того, что с его помощью будут приобретаться книги, платный софт, всевозможные переводчики и антивирусы, достаточно велик. Следовательно, ерализуя такое устройство даже с дотацией, оператор «подсаживает» клиента на многочисленные траты, значительную часть из которых он будет получать всю «жизнь» того или иного абонента.
Если абстрагироваться от законодательных особенностей России, то в нашей стране есть всего два-три типа клиентов, которым выгодно дотировать трубки. Во-первых, это корпоративные клиенты. Да, многие компании могут позволить купить трубки для своих сотрудников самостоятельно — причем, это будут дорогостоящие смартфоны «на выбор». Но почему оператору не дотируют BlackBerry с набором интересного ПО? Именно для бизнес-клиентов — под них это «железо» и заточено изначально. Во-вторых, это долгосрочные абоненты компании со стажем, к примеру, 5-10 лет: таких достаточно. Да, нужно вводить требования по ARPU, но из-за трудки стоимостью 10-12 тыс. руб. они явно не переключаться к другому оператору, а получив такое устройство они смогут существенно увеличить уровень потребления. Только отдавать им «пустую трубу» не надо — туда надо поставить комплект необходимого ПО, включая и карты и программу для ведения бюджета и VoIP-решение и даже ПО для интернет-банков и заказа билетов на поезд/самолет. Маркетингу операторов связи надо просто проявить нестандартное мышление, вместо банальных ударов «в лоб»: здесь это просто не пройдет. Ну и третья аудитория клиентов — это пользователи конвергентных услуг. Крупные интегрированные операторы связи у нас уже есть — вполне реально выдавать «в аренду» не только бокс для IPTV, но и смартфон для увеличения потребления платных услуг оператора связи.
Субсидирование абонентских устройств — давно реальная альтернатива в той ситуации, когда у каждого оператора связи есть своя лояльная аудитория клиентов. И не делать этого — как минимум странно. Это, на самом-то деле, свидетельствует о двух вещах. С одной стороны, операторы слабо представляют себе запросы своих долгосрочных клиентов. С другой — они им… просто не доверяют?
Дотирование «железа» вполне реально: 4 комментария