Читая о том, что “Ростелеком” наконец-то получил разрешение от военных на строительство LTE 2,3-2,4 ГГц в 39 регионах  страны испытываешь умиление. Вот и все препятствия для стройки сняты – вот только получилось это все ближе к новому году,  когда о возведении позиций для БС или подключении их к опорной сети речи не идет: делать на бОльшей территории страны это  банально дорого, поскольку слишком много снега. Да и оператору некуда спешить – заработать на таком фрагментарном LTE ему  будет сложновато. Как уж здесь не вспомнить давние мысли о том, что LTE операторам нашей страны нужно пока только в теории. От лицензий они,  конечно, не откажутся и даже готовы за них заплатить. Вот только в этих документах должны быть предельно льготные правила  введения новых сетей в строй. Да-да, конечно исключительно из-за “новационной технологии” и “равномерной нагрузки на  бюджеты игроков рынка” и только для того, чтобы “не ограничивать инвестиции в текущие проекты”. Кто бы сомневался – причин  можно найти множество: главное подсказать несколько  самых красивых их них регулятору.

Если “Большой тройке” такое строительство необходимо попозже потому, что сети 3G должны сети ее все-таки не только надо  построить, но и окупить, то “Ростелеком” не торопится совершенно по другим причинам. С одной стороны, интеграция в компании  далеко не закончена – следовательно, ясности с развитием мобильного сегмента пока нет. 30го числа компания обещает  рассказать как она видит внутри себя будущее того же “Скай Линка” – надеюсь, это будет действительно реальный проект. Вот  только г-н Нечипоренко, который отвечал за мобильный сегмент в “мегателекоме” уже не у дел, а замены ему не предвидится.  Коме того, каждый месяц промедления делает вендоров все более и более сговорчивыми, а цены на оборудование от этого только  падают. Вдобавок, как мы понимает, столько явный результат в борьбе с военными случился только после того, как славно  поработал “Союз LTE”, согласно рекомендация которого и будет действовать профильное министерство в разработке положений  конкурса на частоты для сетей 4G. То есть “Ростелеком” не препятствовал получить свой сегмент “Основе Телеком”, а ему за  это выдали согласование на давно полученные компанией частоты. Скорее всего, так оно и было – пара месяцев на решение всех  бумажных дел после сентябрьского заседания ГКРЧ это еще быстро по нашим-то меркам.

Теперь самое интересное состоит в том, как же “Ростелеком” будет строить. Если рассматривать ситуацию в ее текущем  развитии, то есть отдельно, то можно заметить, что среди выданных регионов не так много мегаполисов – во всяком случае  Москвы и Питера там нет. А ведь именно в этих двух городах наиболее интересным будет предоставление услуг мобильной  беспроводки на первом этапе внедрения любой новой технологии – здесь есть платежеспособный спрос. То есть быстрая  окупаемость компании не светит. Кроме того, высокий диапазон подходит только для увеличения емкости в городах, для покрытия  большой площади он не выгоден.

Однако если вспомнить о взаимодействии “Большой четверки” и “Скартела”, рамочный договор по которому был подписан весной  этого года, то даже фрагментарное строительсто “Ростелекома” все-таки имеет смысл. Дело в том, что Yota уже активно обустраивает позиции для LTE и размещает там оборудование от чрезмерно прыткого Huawei. Делается это в Москве, в Казани и в Санкт-Петербурге: то есть там, где у “Ростелекома” есть лицензионные “дырки” при текущем портфеле лицензий и разрешений. Если предположить, что компании очень и очень сильно надо быть если не первым (это уже нереально), то как минимум вторым LTE-операторов в России, то часть инвестиций “Скартела” в строительство сетей будет дотирована со стороны “мегателекома”. Не напрямую, конечно, а с помощью гарантированного выкупа ресурсов построенной сети. Не в тех объемах, как это предполагалось ранее (чуть ли не 20%), но и 10-15% ресурса пустой сети компании хватит для демонстрационно-показательных “заездов” журналистам. А больше-то пока и не надо – главное создать информационный повод, на который хорошо реагируют биржи. То есть Yota невольно поможет конкуренту – хотя, компанию это особенно не беспокоит: именно под такую помощь “Большой четверки” она привлекает кредит в размере 2 млрд. долл.

В регионах же строительство LTE в указанном диапазоне будет идти весьма скромно – только под конкретный заказ местных  властей или корпоративных клиентов. Понятно, что передача данных будет единственным предлагаемым сервисом – да, под это  дело привезет “Ростелеком” в страну планшеты, смартфоны и модемы. Но для частных клиентов это не так актуально – интересно  это будет “корпоратам”. Следовательно, “Ростелекому” придется увеличить сроки окупаемости своих LTE-проектов во много раз и, кроме этого, договорится с азиатскими вендорами о небольшой стоимости оборудования (или о бесплатных поставках в счет будущих заказов), а также активно “подсесть” на целевые проекты с “электронными абонентами” или решениями типа Public Safety. К примеру, установка беспроводных камер, оснащение LTE-планшетами правоохранительных органов, сотрудников скорой помощи, чиновников и представителей ЖКХ. Вдобавок, уверен, под LTE будут переформатированы M2M решения, а также передача телеметрической информации. Вполне реально будет увидеть и различные решения для узких, но платежеспособных целевых групп (патрульные автомобили полиции, МЧС и т.д.) от видеонаблюдения за транспортными потоками до оперативного развертывания ВКС в местах чрезвычайных ситуаций.

Но все это – не более чем фрагментарное строительство, чтобы “застолбить место”. Все равно “Большая четверка” получил по  конкурсу верхние и нижние частоты в одинаковом количестве. А все, что оператору удалось “отбить” сверху будет только  увеличивать емкость его сети. Вот у МТС остаются ресурсы WiMAX сети от компании “Комстар”. У “МегаФон” 10 МГц в диапазоне  E-GSM. У “Ростелекома” – частоты в 2,3-2,4. Остается только “ВымпелКом”- он самый “бедный” по дополнительным частотам.  Что-то этой ситуации я даже не удивлен.

Максим Букин   http://i-business.ru/

Exit mobile version