Во всем мире процесс перехода цифру уже начался, а где-то уже и закончился. В большинстве стран Запада, а также в США и Японии аналоговые ретрансляторы уже отключены. Даже Кения и Зимбабве планируют перейти на цифровое телевидение в этом году. Россия, как всегда, растянет удовольствие и закончит основные работы только в 2017 году. Давайте заглянем в будущее и посмотрим, как все это будет выглядеть.
Решено, что приобщаться к цивилизации страна будет посубъектно. Для того чтобы зрителей можно было отключить от аналогового вещания, необходимо предложить им альтернативу. Когда 97,6% территории региона будет покрыто цифровым эфирным вещанием первого мультиплекса, можно будет смело объявлять жителям, что через полтора года регион переходит на цифровое телевидение. За последующие полгода необходимо будет обеспечить начало вещания второго мультиплекса.
Телеканалы будут отключаться постепенно, в течение 6 месяцев. Последними в цифровую эпоху вступят Первый канал и «Россия 1» (предполагается, что они зрителям нужнее всего), а также один из местных каналов, который возьмет на себя почетную миссию оповещать жителей о победоносном шествии цифрового телевидения и закате эры аналогового вещания.
Разумеется, власти не смогут приказать всем жителям России дружным строем перейти на «цифру». Все пройдет постепенно и исключительно на «добровольных» началах. Регион будет считаться готовым отказаться от аналогового вещания, когда количество жителей, использующих только аналоговый сигнал, не будет превышать 5%. Для того чтобы это произошло как можно быстрее, будут организованы сходы, слеты, собрания и совещания, на которых всем присутствующим расскажут о преимуществах цифрового телевидения, окончании строительства сети, о том, что цифровое оборудование стало доступным абсолютно для всех, и что «Васюки переименовываются в Нью-Москву, а Москва — в Старые Васюки».
И вот здесь как раз главная загвоздка. Именно из-за этого сорвался утвержденный ранее график отключения цифрового вещания. Ведь для перехода на цифровое телевидение одного желания зрителей недостаточно. Оказалось, что большинство жителей России не желают приобретать цифровые приставки за свой счет. И дело здесь вовсе не в том, что страну населяют закоснелые ретрограды. Просто россияне уверены, что кроме специального декодера или телевизоров с поддержкой DVB-T2 есть множество более важных вещей, на которые можно потратить несколько тысяч рублей. Например, еда и одежда.
Долгое время Минкомсвязи отказывалось обсуждать программы субсидирования покупки приставок. Сегодня такая программа появилась. В субъекты РФ уже отправлены запросы с просьбой подготовить списки граждан, нуждающихся в помощи при приобретении цифровых приемных устройств. К таковым относятся многодетные и малоимущие семьи, инвалиды и пенсионеры. На то, чтобы обеспечить этих граждан приставками, государство планирует выделить 14,7 млрд рублей.
Программа кажется очень продуманной и логичной. Кроме того, Японии, Америке и даже Кении ведь удалось как-то перейти на «цифру». Да и вообще, в приведенном плане учтено абсолютно все. Кроме, пожалуй, особенностей российской действительности.
К концу 2017 года, скорее всего, выяснится, что цифровым сигналом страну покрыли, необходимых 96,7% достигли, только цифровое телевидение смотрят единицы. Во-первых, рядовой зритель не видит большой разницы между цифровым и аналоговым изображением. Тем более, что смотреть на попавших в обязательный первый мультиплекс каналах, кроме новостей о достижениях Путина и правящей партии и прочей пропаганды особо-то и ничего. Хоть в HD или SD-качестве. Расклеенные кругом листовки и яркая реклама, конечно, сделают свое дело, но повсеместной «оцифровки» добиться все равно не удастся.
А во-вторых, у российского правительства очень оптимистичная арифметика. Пожалуй, стоит почаще выбираться из Кремля, чтобы знать, что происходит в стране. Величина прожиточного минимума в России составляет 6544 руб. 60 коп. Все, чьи доходы выше этого уровня, малоимущими уже не считаются, а значит, по мнению чиновников, в состоянии купить цифровую приставку самостоятельно. А сколько в стране жителей, чей заработок лишь немногим больше указанной суммы?
Поэтому переход на «цифру» будет все время откладываться и продолжится одновременная эксплуатация цифрового и аналогового ТВ. Это очередной способ выбросить государственные деньги на ветер.
Есть, правда, альтернативный вариант. Можно просто отключить аналоговое вещание и поставить население перед выбором: или покупаете цифровую приставку, или сидите вообще без телевизора. Всем понятно, какова будет бессмысленная и беспощадная реакция россиян.
Кроме того, если сравнивать российскую «оцифровку» с аналогичными процессами на Западе, откроется одна любопытная вещь. В уже упоминавшихся европейских странах правительство не только не потратилось на перевод всех жителей на цифровое телевидение, но еще и заработало на этом. Именно поэтому нашлись средства на массовое субсидирование граждан на покупку приставок.
Дело в том, что на одной частоте в «цифре» могут вещать несколько каналов, и при полном переходе на цифровое телевидение некоторые радиоволны освободятся. И именно этот спектр необходим сотовым операторам для предоставления своих услуг. Например, в Швеции освобожденные частоты были проданы за $329 млн. И, надо сказать, оторвали с руками, потенциальных покупателей было более, чем достаточно. В России, учитывая площадь нашей станы, по подсчетам специалистов, на продаже частот можно заработать 16 млрд долларов. Переход на «цифру» обойдется стране в 4,4 млрд долларов. То есть можно не только «оцифровку» оплатить, но еще и всем жителям по приставке подарить.
Но праздновать победу пока рано. Здесь действуют две равновеликие силы. С одной стороны, российские чиновники, которые, как показывает практика, не умеют соответствовать вызовам времени. А с другой – операторы, которые в пылу конкуренции могут вылезти из кожи вон, но найти способ расширить имеющиеся мощности без дополнительных лицензий, получить которые оказывается совсем непросто. И вот сегодня российские операторы уже начали развитие сети LTE, возможности которой позволяют передавать информацию. Это значит, что продавать освободившиеся частоты скоро будет некому.
Ну ничего, в нашей богатой стране найдутся желающие заплатить за цифровизацию. Например, телеканалы, которым можно продать лицензии втридорога. Так, за возможность вещать во втором мультиплексе телекомпаниям приходится выкладывать по 30 миллионов долларов в год, что в три раза больше, чем за нынешнее привычное вещание. Или рекламодатели, которые включат дополнительные затраты в стоимость конечного продукта. Или уж напрямую – рядовые налогоплательщики.
И вот тут очень уместно задуматься о том, нужно ли россиянам это самок цифровое телевидение, за которое, они, по всей вероятности, сами и заплатят. По последним подсчётам, 54% жителей страны пользуются услугами платного ТВ. Добавьте к этому тех зрителей, которые появятся у него к 2017 году. А еще тех, кто вообще телевизор не смотрит, предпочитая скачивать фильмы через интернет и там же узнавать новости. И получится, что большей части страны, в принципе, все равно, станет телевидение цифровым, останется аналоговым или отключится совсем. Так для чего нужны все эти амбициозные заявления и красивые диаграммы? Для того чтобы поставить еще одну галочку рядом со словом «модернизация»?
Массовый переход на цифровое вещания будет к 2017 году: 2 комментария