Доменное имя портала еще не определено, не исключено, что это будет webvybory2012.ru – сейчас по данному адресу идет обсуждение организации трансляции.
Одно из требований, которые предъявила Центральная избирательная комиссия (ЦИК), заключается в необходимости не показывать лица избирателей, рассказал Пугачев. Такое требование предъявлено в интересах граждан, пояснила CNews член ЦИК Елена Дубровина.
«Конституция устанавливает право, а не обязанность граждан участвовать в выборах, — говорит Дубровина. — Если можно будет отследить лица голосующих, то, к примеру, руководители некоторых предприятий смогут в приказном порядке потребовать от своих сотрудников прийти на выборы».
Другое требование связано с ограничением доступа к записям выборов. Записи будут храниться на серверах год, но по окончанию трансляций они будут находиться в закрытом доступе, говорит Пугачев. «Это связано с тем, что на камеры будет снято много персональной информации, наличие которой в открытом доступе нежелательно», — пояснил представитель Минкомсвязи. Кто сможет получить доступ к записям, еще не решено, сообщили в пресс-службе ЦИК.
Наконец, нельзя будет осуществлять трансляцию подсчета голосов до окончания выборов на всей территории России, то есть до 21:00 по московскому времени, когда закроются последние избирательные участки в Калининградской области. Это требование ЦИК продиктовано недопустимостью оглашения результатов выборов по отдельным участкам до полного окончания голосования.
Сам процесс подсчета голосов будет записываться и его можно будет посмотреть на сайте после 21:00 мск, уточнил Павел Пугачев. Также будет возможность перемотки записей. Но по окончанию подсчета голосов на последних избирательных участках данные записи также будут убраны из открытого доступа.
Подсчет голосов на участке с несколькими тысячами избирателей занимает обычно 3 – 4 часа, говорит член одной из московских участковых избирательных комиссий (УИК) Мария Железнова. «Это связано с длительностью самой процедуры: например, сначала надо подсчитать бюллетени в переносных урнах, кроме того, обычно по окончанию выборов члены УИК опечатывают помещение и уходят ужинать», — поясняет Железнова.
Но требование обеспечить доступность записей до окончания подсчета на последнем избирательном участке выглядит неточным. «Если на УИК происходит пересчет голосов, это займет гораздо больше времени, — предупреждает Железнова. – Например, в ходе последних выборов в Волгограде подсчет голосов закончился лишь через сутки после их окончания».
Правозащитники не довольны такими требованиями. «Один из основных приемов фальсификации – «карусель», когда одни и те же люди голосуют на разных участках, — говорит ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга Наталья Евдокимова. — Если лица избирателей будут закрыты, это способ нарушений не удастся выявить. К тому же в Законе «О персональных данных» ничего не говорится об ограничении доступа к изображениям лиц граждан, поэтому наличие такого требования выглядит совсем непонятным».
«Ничем другим, кроме как попыткой скрыть правонарушения и нежеланием обеспечить открытость выборов, данные ограничения объяснить нельзя, — негодует эксперт ассоциации «Голос», занимающейся мониторингом выборов, Андрей Бузин. – Какой смысл скрывать записи выборов, если на них не будет видно лиц людей? Тем более не понятно, зачем скрывать записи подсчета голосов, ведь к тому моменту в помещениях избирательных участков не должно оставаться никаких избирателей».