Технології

Фейсбукофон, или Зачем рыбе зонтик

0

Facebook наконец-то выпускает свой телефон. Стойте-стойте! Не спешите бежать в магазин! Случится это не раньше конца следующего года. Да и, памятуя о долгом и тернистом пути компании Марка Цукерберга на мобильной нише, не только название, но и сама суть проекта может еще двадцать раз измениться. Сегодня «фейсбукофон», по информации техноблога All Things Digital, который на этой неделе разразился целой серией статей на эту животрепещущую тему, нарекли Buffy. Да-да, по имени той самой миловидной «сокрушительницы вампиров» из одноименного сериала. После такого «нейминга», надеюсь, ни у кого не остается сомнений в том, кого, собственно, собираются сокрушить Цукерберг и Ко. Конечно же, Google и Apple!

Название, правда, пока что «внутреннее». Скорее всего к моменту выпуска (если таковой все-таки настанет) его изменят на более благозвучное и не столь провокационное. Прошлое же название проекта, ставившего целью создание специальной трубки для Facebook, было не лучше – Slayer («Убийца», сокращение от Social Layer).

Но вернемся к нашему, — а скорее к нашей — Buffy. Делать мифическое устройство будет HTC, хотя прежде в качестве партнера-производителя называлась Samsung. Возможно, перетасовка произошла совсем недавно. После того, как тайваньского гиганта отодвинули от производства последнего «гуглофона». Напомню, партнером в создании Galaxy Nexus стала как раз Samsung.

О спецификациях говорить пока что рано. Ведь за год-полтора на рынке может многое изменится. И число ядер у процессоров, кажущееся верхом прогресса сегодня, завтра окажется заштатным атавизмом. А вот с операционной системой, которая будет стоять на борту Buffy, в Facebook уже определились. Это будет Android.

Какой Android, спросите вы? А кто же его знает! И дело тут не в отсутствии инсайдерской информации или в незнании того, какой именно прянично-шоколадно-мороженный «робот» будет в ходу к моменту выхода «фейсбукофона». Нет, дело в другом. Facebook собирается оснастить свой телефон собственной, как принято сейчас говорить, «кастомной», сборкой Android, взяв за основу существующую версию этой мобильной «операционки» и изменив ее до неузнаваемости под свои нужды.

Зачем столько хлопот? Дело в том, что когда сегодня компания заводит разговор о том, что собирается выпустить устройство на модифицированном Android, первый возникающий вопрос звучит буквально так: «А как же «гугловские» приложения, и, главное — Android Market?»

Ведь ни для кого не секрет, что уходя в свободное плаванье, производитель автоматически лишается целого ряда «плюшек», и, в первую очередь, возможности доступа со своего устройства к магазину мобильных приложений Google. Но в том-то все и дело! Именно это и есть самая главная цель вендора: отказаться от гугловского магазина и заставить покупателей использовать свой, собственный.

Логика проста. Ведь те 30% от стоимости программ, которые берут себе владельцы «эпсторов» (читай — Apple и Google) — не такой уж и маленький кусок от многомиллионного «пирога» рынка мобильных приложений. «Пирога», к которому вендоры, выпускающие трубки на Android, не имеют никакого отношения. Ибо не получают от него ни крошки. В случае же с Apple, монопольно владеющей как «железом», так и программной начинкой-платформой, вариантов в принципе нет.

В случае же с Android варианты есть. Но вся беда в том, что от заявлений о желании создать собственный магазин приложений и до того момента, когда миллионы долларов роялти потекут в карман смелого производителя, может пройти довольно длительный срок. Если такой момент вообще наступит. Ведь разработчиков нужно еще убедить «сдавать» свои приложения в пока не раскрученный магазин, а не в знакомый всем.

Единственное исключение – Amazon, сначала выкатившая свой альтернативный AppStore, а уже вслед за ним (и «под него») — собственное «железо», планшетник Kindle Fire. Но вся беда в том, что это скорее исключение. Amazon – потребительский бренд с такой положительной аурой, что покупатели буквально сметают Fire с прилавков, а согласно недавним опросам, именно амазоновская «таблетка» теперь «must have» для покупателей в ближайшее время.

Лидер тут, конечно, Apple iPad, но факт остается фактом — другие планшетные компьютеры, также работающие на Android, являются явными аутсайдерами. Да и создатели программ отдают предпочтения именно Fire. Об этом свидетельствует недавний опрос IDC. И это несмотря на «неродной» магазин и короткий срок присутствия амазоновской «таблетки» на рынке.

Детищу Марка Цукерберга известности не занимать. И шанс повторить успех Amazon у Facebook есть. Тем более, что мобильных пользователей у крупнейшей социальной сети почти треть от общего числа обитателей — 350 миллионов. А приложение Facebook в «яблочном» AppStore является одним из самых популярных и скачиваемых.

Однако, судя по информации All Things Digital, «секретное оружие» Марка Цукерберга стоит искать совсем в другом месте. И называется оно – HTML5. Точнее, речь о мобильной платформе Facebook, которую компания создала с использованием этого языка программирования.

Ведь на Buffy будет стоять не просто модифицированный Android, а Android, сдобренный изрядной порцией этого самого HTML, который должен быть плотно «зашит» в систему.

Первое, что должно приходить на ум осведомленным в онлайновой жизни читателям — еще одно детище секретных лабораторий компании — проект Spartan. Проект, который уже год окружен множеством слухов, и о реальном существовании которого так и не появилось достоверной информации. Несмотря на это, есть все основания предполагать, что проект не зачах, и мы даже можем его пощупать.

Не так давно — чуть больше месяца назад — Facebook выпустила долгожданное приложение для iPad. Долгожданное, потому что его выхода ждали фактически с момента появления первого «яблочного» планшетника (обладатели которого до последнего времени были вынуждены использовать обычную версию клиента Facebook для iPhone, «растягивая» ее под бОльшие экраны iPad). За громким анонсом и всеобщим ликованием, а также множеством конспирологических теорий о том, почему же на самом деле пришлось ждать так долго, как-то потерялся один любопытный факт. А именно: клиент для iPad стал первым пробным шаром новой мобильной платформы самой Facebook.

Отмечу, что до недавнего времени обитатели соцсети были лишены одной небольшой, но весьма существенной части своей жизни на просторах Facebook — приложений. Для того, чтобы срочно собрать урожай в любимом Farmville, нужно было срочно бежать к обычному компьютеру или проделывать такие танцы с бубном, на которые обычные пользователи никогда бы не отважились.

С выходом «айпэдовской» версии это стало возможно. Выглядит, правда, это не совсем обычным образом. У пользователей появилась специальная вкладка с уже используемыми в «большом» Facebook программами. Вариантов развития событий, после того, как пользователь кликнет по одной из них, несколько. Если аналог «фейсбучного» приложения установлен и на iPad, то пользователя автоматически перенаправляют в локальную версию. Если нет — предлагают загрузить-купить ее в Apple AppStore.

Самое интересное наступает тогда, когда программы не окажется и там. В этом случае запустится веб-версия программы, написанная как раз на HTML5. Раньше такое было невозможно, ведь писались приложения на Flash, который испокон веков не поддерживается ни на iPad на iPhone.

Кажется, все довольны. Кроме самой Facebook. Ведь когда вы играете в Farmville на компьютере, и имеющийся в наличии трактор уже надоел, вы смело покупаете новый, расплатившись местной валютой — Facebook Credits – единственными деньгами, которые имеют хождение в этой соцстети. Когда же вы используете «айпэдовскую» версию, расплачиваться нельзя, так как iPad — это территория Apple. И все платежи, прямо или косвенно совершаемые внутри приложения, попадают под «правило тридцати процентов». А потом Facebook решила отказаться от использования Credits.

С другой стороны, никто не мешает пользователям зайти со своего «планшетника» на мобильную версию соцсети, запустить там приложение и совершить нужные покупки. Но, учитывая «заточенность» iPad именно под использование приложений, да и уже устоявшуюся привычку к такой парадигме у самих пользователей, ожидать большого трафика с «яблочных» мобильных устройств на мобильную страницу соцсети не приходится. А значит — и потока денег за все транзакции внутри приложений.

И хотя пока что приложение Facebook для Android еще не обновилось и его пользователи не могут играть в игры, очевидно, что когда это произойдет, расклад будет такой же — никаких Facebook Credits.

Но вернемся к нашим баранам. К Buffy и интеграции с HTML. Понимая, что ждать милости от Google и Apple не приходится, так как владельцы платформ никогда в здравом уме не будут делится с кем бы то ни было поступлениями от приложений, разве что с самими их разработчиками, Facebook решила сама стать «царем горы»: сделать собственную платформу, построенную на HTML.

Подход, как минимум, менее ресурсоемкий. Тем более что компания в течении нескольких лет (опять же в атмосфере полнейшей секретности) безуспешно пыталась создать собственный телефон по традиционной схеме — свое «железо» и свой же написанный с нуля софт.

Теперь же все приложения будут разрабатываться на HTML5, и Facebook, отчисляя положенные 70% разработчикам, будет припеваючи жить без Google и Apple. Попутно обкрадывая своих конкурентов и косвенным образом, так как html-версии — кросс-платформенные и не привязаны к конкретной операционной системе, ибо запускаются в браузере.

Тишь да благодать и лишний миллиарды в карман Цукерберга!

Осталось сделать самую малость. Заставить разработчиков настолько поверить в новую платформу, чтобы они сломя голову бросились делать под нее программы. Учитывая приближающееся к миллиарду народонаселение соцсети — аудитория для создателей программ более чем лакомая. К тому же, учитывая постепенный отказ от главной технологии построения приложений в «большом Вебе» – Flash — в пользу того же самого HTML5, появления большого числа соответствующих приложений ждать осталось недолго.

Денис Волков   http://i-business.ru/

Comments

Leave a reply