Нужно отдать Microsoft должное, добровольно-принудительная процедура спланирована максимально деликатно. Для того, чтобы замена браузера состоялась, на компьютере должна быть включена служба обновлений и пользователь как всегда должен одобрить установку скачанной программы. Тем, кто отказывался от новых версий браузера раньше, замена предлагаться не будет; предусмотрены «пути отхода» и для корпоративных клиентов, которым предстоит самостоятельно принять решение о целесообразности апдейта. И всё-таки шаг беспрецедентный, ведь никогда раньше Microsoft не ставила своей многосотмиллионной аудитории подобный ультиматум.
Доля Internet Explorer 6 продолжает снижаться: прогресс заметен даже по сравнению с весной, когда в списке стран, превыщающих 10-процентный уровень, был не только Китай, но и Индия, Южная Корея, Вьетнам.
Впрочем, тяжёлые времена требуют решительных действий. О том, какими неприятностями чревата зависимость Сети от устаревшего софта, речь уже шла ранее (см. «Кому и чем мешают старые браузеры»): отсутствует поддержка новых стандартов, несладко приходится веб-дизайнерам (приходится думать о совместимости не только с браузерами разных марок, но и с каждой из используемых версий), полно ошибок, сказывающихся на безопасности и (официально, данные Microsoft) превращающих устаревшие браузеры в одну из приоритетных целей для киберкриминала. Вот почему за уходящий год все браузерные вендоры так или иначе обозначили инициативы по выводу из употребления старых версий своих программ.
Но Internet Explorer — особый случай. Компьютерный мир, более чем на девять десятых состоящий из машин под управлением MS Windows, «застрял» в Internet Explorer 6. Этот десятилетней давности продукт всё ещё работает в среднем на каждой десятой PC. Многие ждали, что проблема устранится сама собой, когда Windows XP уступит первое место в списке самых популярных операционных систем Семёрке. Но индустрия PC оказалась в глубочайшем за историю кризисе (слышали? Intel урезала прогноз выручки за последний квартал года на миллиард долларов, только из-за дефицита жёстких дисков), и хоть доля Windows 7 в общей массе Windows-инсталляций растёт, доля IE среди конкурентов падает. В этих условиях принудительное обновление сыграет двойную роль: не только избавит Сеть от архаичных версий всё ещё самого популярного браузера, но и привлечёт к нему внимание публики, возможно, замедлив падение.
Идея насильственного апгрейда покажется тем более привлекательной, если вспомнить, что Google и Mozilla уже её эксплуатируют. Google Chrome обновляется «на автомате», вообще не спрашивая пользователя, а Mozilla Firefox получит эту функцию в следующем году.
К сожалению, Internet Explorer можно сравнивать с конкурентами только до определённой степени. В отличие от мультиплатформенных Chrome или Firefox, обновление которых не влечёт за собой последствий для работоспособности операционной системы, браузер Microsoft тесно интегрирован с MS Windows. Обновление браузера как минимум изменит внешний вид рабочего стола, а если не повезёт и случатся какие-то нестыковки, может негативно отразиться на системе в целом.
Усреднённая (по данным нескольких источников) суммарная доля Internet Explorer в исторической перспективе. Невооружённым глазом видно ускорение обвала в последние годы.
Другая проблема связана со специфическими функциональными особенностями Internet Explorer. Microsoft всегда была большим оригиналом в трактовке веб-стандартов — и остаётся такой по сей день. IE вплоть до самой свежей, девятой версии, не только отображает веб-страницы отлично от других браузеров, но и отлично даже от предыдущих версий самого себя. В результате вместо унификации, Сеть получит новый пёстрый набор: пользователи Windows XP будут работать с IE8, Висты и Семёрки — с IE9, а те, кто рискнёт пересесть на бету Windows 8 в феврале (см. «Как вылечить раздвоение личности MS Windows?»), добавят неразберихи с доступным только для них IE10.
Оригинальная трактовка («улучшательство») стандартов, которым всегда славилась Microsoft, хорошо работало, пока её браузер шёл по восходящей. Но теперь индивидуальные особенности каждой версии Internet Explorer скорее обернутся против этого семейства: как минимум каждый второй сетянин, а по некоторым данным и двое из трёх, работают сегодня с альтернативными продуктами. Chrome, Firefox, Opera, Safari — не так важно, с чем именно, важнее то, что стимул для веб-дизайнеров оптимизировать сайты и веб-сервисы под особенности IE с каждым днём слабнет.
Шестая версия IE после январской операции перестанет быть проблемой. Строго говоря, она не является проблемой уже сейчас: по данным самой Microsoft, в большинстве регионов планеты доля Шестёрки измеряется единицами процентов, а глобальную статистику портит Китай, где IE6 работает на каждой четвёртой PC. Но, допустим, повальный апгрейд проведён. Поможет ли он вернуть интерес к Internet Explorer?
За последние пару лет Microsoft испробовала буквально все средства, пытаясь переломить нисходящую тенденцию, в которой оказалось её браузерное семейство. Суммарная доля IE уменьшается уже девятый год подряд — и не помогают ни новый интерфейс (говорят, позаимствованный у Chrome), ни разрекламированная «полная поддержка HTML5», ни успешный запуск Windows 7, ни смена имени с Microsoft Internet Explorer на Windows Internet Explorer.
Мало кто верит, что и принудительное обновление в январе хоть как-то улучшит ситуацию. Поэтому последняя надежда — на Windows 8: если публика не испугается тайлового интерфейса, Internet Explorer 10, интегрированный в Восьмёрку, может стать хитом.
Евгений Золотов http://i-business.ru/
Кто старое помянет: Microsoft готовит принудительное обновление Internet Explorer: 2 комментария