Пока Россия празднует появление хоть на что-то способной политической оппозиции, похожее событие отмечает и глобальная сеть. Mozilla Firefox, всегдашний номер два в браузерной табели о рангах — номер два, появление которого многие сетяне считали настолько важным, что жертвовали на него свои деньги — смещён на третье место новичком, простоявшим «у доски» едва ли три года. Google Chrome стал вторым по популярности браузером Веб, и от вершины его теперь отделяет совсем чуть: учитывая скорость, с которой растёт армия поклонников, уже к концу 2012-го он может занять первое место.

Формальным поводом для таких заявлений послужила статистика, собранная европейской компанией StatCounter. На протяжении последних двух лет её счётчики посещаемости, разбросанные по всей Сети, рисуют одну и ту же картину: доля Chrome в общей массе визитов быстро увеличивается, тогда как удельные веса двух главных оппонентов в лучшем случае остаются неизменными. На текущий момент больше чем каждый четвёртый сетянин (26.94%) использует браузер от Google, тогда как число приверженцев Firefox упало до 25.48%.

Конечно, как и любую другую статистическую информацию, цифры StatCounter следует трактовать осторожно (это общая картина, без деления на мобильный и десктоп-сегменты, без деления на географические зоны, где популярность отдельных браузеров сильно варьируется в обе стороны и т.д.). Данные меняются и от наблюдателя к наблюдателю: так, согласно ещё одному часто цитируемому источнику (Net Applications), Firefox всё ещё держится на втором месте, с 22% против 18% у Chrome.

По данным самой Google, браузером Chrome пользуются теперь свыше 200 млн. человек. И, расходясь в оценках процентной доли, все сторонние наблюдатели сходятся на том, что Chrome является самым быстрорастущим веб-браузером.

Однако тренд сохраняется и здесь. Два года назад Chrome был едва заметен, но с тех пор его доля росла непрерывно, тогда как соперники оставались при своих. Поэтому если гугловский продукт ещё и не стал номером вторым, это неизбежно случится в ближайшие месяцы.

Что обеспечило неизвестному браузеру крутой взлёт? Как ни странно, немногие считают причиной наличие влиятельного хозяина (а google.com, на минутку, самый посещаемый ресурс Веб). Большинство комментаторов согласны с мнением, что Chrome заслужил свою славу честно: пока соперники наращивали функциональность, жертвуя ей в угоду скоростью, Google сделала ставку как раз на скорость отображения веб-страниц — и не прогадала. Похоже, типичного сетянина сегодня мало заботит (давно избыточный) функционал браузеров, важнее быстрый старт и шустрая работа.

Читайте також -  Google Play Store може попередити про завантаження програм низької якості

Сыграло свою роль и то обстоятельство, что Google никогда не пыталась напрямую, грубо делать на Chrome деньги. Быстрый, бесплатный, не отягощённый надуманными ограничениями, вроде излишне жёстких требований к типу операционной системы, он быстро стал любимцем публики и помог своим создателям выстроить вокруг себя целую солнечную систему веб-сервисов и технологий.

Сегодня на Хром завязаны почтовая служба и социальная сеть, платформа Chrome OS и хром-приложения, новые интернет-протоколы. И лишь в последние недели появились сообщения, что Google наконец стала размещать в Chrome рекламу — но пока лишь своих продуктов и (очевидно, стараясь не испортить отношений с пользователями) в крохотном текстовом поле в новой пустой вкладке.

Впрочем, вернёмся к Firefox. Переход на третье место моментально сделал популярной спекулятивную теорию, сторонники которой полагают, что теперь Рыжий лис может лишиться средств к существованию. Дело в том, что разработкой Firefox руководит Mozilla Foundation — организация некоммерческая, но вынужденная таки зарабатывать деньги на зарплату своим сотрудникам.

Времена, когда её активность покрывалась пожертвованиями, давно в прошлом. Нынче Mozilla Foundation живёт за счёт косвенной рекламы, получая копеечку за каждого пользователя, перешедшего на сайты крупных интернет-компаний через ссылки, встроенные в панель инструментов Firefox.

На то между Mozilla и Google, Yahoo!, Bing, Amazon.com и некоторыми другими заключены периодически продляемые контракты. Самым денежным из них был и остаётся контракт с Google. Последний раз его должны были перезаключить как раз в конце ноября, но на дворе декабрь, а всё, что слышно от Mozilla по этому поводу — туманные заявления о «полном единодушии сторон» и «ведущихся переговорах». Если Google прервёт отношения с Mozilla или уменьшит размер выплат, Firefox может оказаться на пороге голодной смерти.

Впрочем, даже если предположить худшее, включая распад Mozilla Foundation, собственно Firefox не исчезнет. Исходные тексты его опубликованы под свободными лицензиями и без всяких сомнений найдутся энтузиасты, которые продолжат разработку браузера самостоятельно. Но смещение Рыжего лиса на третье место выявляет и ещё одну проблему. Ведь Firefox уступил Хрому не в процессе гонки: если Chrome действительно движется, то Firefox вот уже минимум три года стоит на месте — его доля почти неизменна, демонстрируя потерю интереса к проекту со стороны публики.

Даже если Рыжий лис проиграет эту схватку, его запомнят как браузер, протоптавший дорожку к сердцу пользователей для свободного программного обеспечения. Сегодня суммарная доля веб-браузеров на свободных HTML-движках (Firefox, Chrome, Safari и др.) сравнялась или уже превышает долю проприетарных решений (Internet Explorer, Opera и т.д.).

Помните, как появился Firefox? Он вырос под лозунгом «Вернём Сеть!» в середине нулевых, когда Веб монопольно, на девяносто процентов принадлежала MS Internet Explorer. Сотни тысяч долларов пожертвований, собранных Mozilla Foundation, чтобы оплатить рекламу Firefox в крупнейших СМИ, поступили от людей, которые понимали: пора кончать с диктатурой Microsoft, Сеть нуждается в оппозиции (см. колонку 2004 года, «Прометеи XXI века»). Но с тех пор многое поменялось.

Читайте також -  Samsung розкриває подробиці про One UI 7

Оппозиция состоялась, и даже лучше: сегодня Веб разделена между несколькими игроками, у каждого из которых своя «фишка». Mozilla по-прежнему борется за открытость и стандартизацию ради самой возможности существования оппозиции. Microsoft лелеет мечту вернуть IE было могущество, перетащив всех на тайловый интерфейс Windows 8 (публичная бета, якобы, обещана уже в феврале). Google играет на скорости, Apple со своим Safari — на гладкости интерфейса, Opera привычно ставит на идею «всё в одном». Так что Firefox может быть неплохим браузером, но в новых реалиях сам по себе имидж альтернативного продукта уже недостаточен для расширения влияния. Скороспелые решения вроде перехода на частые релизы (см. «Десятый Эксплорер, одиннадцатый Хром»), только отпугивают пользователей.

Так или иначе, Firefox для Хрома — уже пройденный этап. Следующий на очереди Internet Explorer, составляющий по разным данным от 39% до 52% в общей браузерной массе. Суммарная доля IE уменьшается уже лет пять, несмотря на то, что отдельные его версии набирают обороты (так, к декабрю, IE9 обошёл Chrome и Firefox на Windows 7). Но сможет ли Chrome сместить именитого соперника с насиженного первого места? Сможет, если будет придерживаться той же тактики, которую в своё время успешно применили сами создатели IE.

Давайте начистоту: вокруг Chrome уже сформировалась уникальная экосистема из веб-ресурсов и приложений, совместимых с ним и только с ним. Google использует другие инструменты (не ActiveX, а специфические особенности HTML5, к примеру), но с тем же результатом: разработчики Opera и Mozilla уже жалуются, что Google вносит в свой браузер изменения без оглядки на соседей, а это, естественно, плачевно сказывается на совместимости.

Фактов пока мало, но они есть (к примеру, полноценная работа Gmail возможна только в Chrome). И если так пойдёт дальше, уже в следующие двенадцать месяцев Хром станет самым популярным веб-браузером, а впоследствии и новым тираном Веб.

Евгений Золотов    http://i-business.ru/

Comments

Leave a reply