В ФЗ №436 “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” говорится, что “классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и экспертных организаций…)”. Пока участники – кабельные операторы до конца не понимают, может ли эксперт работать в компании и как регулятор планирует его аккредитовать. В поправках, принятых в конце июля, предполагается, что эксперт должен обладать знаниями в области детской психологии и физиологии и не должен представлять распространителя продукции. Большинство операторов полагают, что ответственность за маркировку и взаимодействие с экспертами полностью ляжет на правообладателей и вещателей.
Новый закон предусматривает метки “до 6 лет”, “от 6 лет”, “от 12 лет” и “от 16 лет”. Опасной для детей информацией в зависимости от возраста сочли призывы к самоубийству, употреблению наркотиков, табачных изделий, алкоголя, участию в азартных играх, занятию проституцией, бродяжничеству или попрошайничеству. Также возрастные метки добавят к видео с насилием и жестокостью, отрицающему семейные ценности, содержащему брань, порнографию. Кроме того, отберут видео, “вызывающее ужас или панику и содержащее описание или изображение интимных сцен”.
“По типовой лицензии на распространение сигнала кабельные и спутниковые операторы не могут искажать картинку, – обращает внимание директор офиса проекта “Медийные продукты” “Ростелекома” Андрей Холодный. – Поэтому нам было бы удобно получать уже маркированный контент. Пока у нас вообще нет понимания, кто будет заниматься этим, так что мы ждем разъяснений от Роскомнадзора”. “Данный пункт прямо не обязывает оператора связи осуществлять маркировку знаком, – соглашается директор по правовым вопросам ГК “Акадо”. – Более того, мы не вправе вносить изменения в контент телеканала, поэтому это, по всей видимости, должен делать именно производитель контента, т.е. юридические лица, которые осуществляют телевизионное вещание и имеют соответствующую лицензию, обычно это телеканалы”.
“Маркировать могут как телеканалы, так и операторы платного телевидения, имеющие вещательные лицензии, – трактует закон директор по правовым вопросам компании “Триколор ТВ” Всеволод Нерезенко. – Ясно, что для того, чтобы оценить затраты, нужны четкие правила маркировки, которых пока нет”. “Под вещателями в рамках данного федерального закона понимаются телеканалы и производители контента, именно они обязаны маркировать контент”, – переубеждают представители МТС. Оператор транслирует контент в неизменном виде, а также должен отражать в интерактивном телеменю информацию о возрастной категории контента, добавляют в МТС. Маркировка контента по возрастному критерию – общемировая практика, отмечают в компании. “Мы считаем, что это положительная инициатива и ее реализация позволит родителям заранее знать содержание телевизионных передач и оградить детей от просмотра нежелательных материалов”, – заключает оператор.
Некоторые операторы уже транслировали контент с возрастными рекомендациями. Так, “Акадо” уже осуществлял маркировку контента, если такую информацию представляли вещатели. “После официального опубликования возрастных категорий нам будет необходимо внести некоторые изменения в эту систему, так как российские возрастные категории не соответствуют зарубежным”, – комментирует представитель “Акадо” Денис Рычка.
