Вся сила сети Интернет – в децентрализации. Автоматическое обхождение проблемных участков сети при сбоях делает сеть чрезвычайно устойчивой к любому отказу аппаратуры, оставляет ее связной и полнофункциональной 24 часа в сутки, 365 дней в году, 100 лет в столетие (с). Вся слабость сети Интернет – в децентрализации. Слабость перед теми, кто хочет сеть контролировать, внедряться в информационные потоки с помощью Эшелона, СОРМа и прочих технологий подобного рода. И они добьются своего. Все проблемы, существующие сегодня (не в самой сети, а вокруг нее), с этой самой децентрализацией и связаны. Пиринговые сети, миллионы пользователей которых невозможно поймать за руку при прямом обмене друг с другом всяческим контентом. Защищенные коммуникации, основанные на том же приницпе peer-to-peer. В последнем вопросе после покупки сервиса Skype фирмой Microsoft недавно наметился некий прогресс, хотя точнее было бы назвать его регрессом. А именно – Microsoft переводит обслуживание клиентов Skype в несколько крупных датацентров по всему миру, объясняя это, как водится, заботой о качестве обслуживания и т.д. и т.п. Боюсь, что параллельно решается еще одна задача, и это не можент вызвать у меня особого энтузиазма.

Сервера, которые работают в рамках различных, но схожих технологий – IP-телефония (Asterisk) , торренты всех видов и сервисы обмена мгновенными сообщениями или видеозвонками (ICQ, Skype), – построены на одной общей идее. Их деятельность похожа на деятельность посредника, работающего за фиксированную плату. Пользователь обращается к информационному серверу для нахождения другого пользователя (или нужного ему ресурса). Сервер служит не более чем адресной книгой, в которой все регистрируются; после того, как нужный пользователь или ресурс найден, серверу говорят “спасибо” (протокол требует), и все дальнейшее общение (видеозвонок, чат, скачивание файла) идет напрямую между peer-ами. Даже если подключиться к серверу и отслеживать установление сеанса связи между интересующими абонентами, это никак не поможет в перехвате дальнейшего трафика (разговора, загрузки файла), который пойдет совершенно непредсказуемыми интернет-путями.
Продолжая начатую выше аналогию. Каждый посредник стремится влезть внутрь процесса, чтобы иметь еще и процент от проходящих сделок, пропуская их через себя. То же пытаются делать и спецслужбы в своем стремлении засунуть нос везде и всюду.
В случае со Skype перенаправление уже самих сеансов связи на свои суперсервера-посредники как раз позволяет контроллировать практически все проистекающие процессы (разговоры, передачу файлов).
Эта тенденция, скорее всего, совершенно глобальна. Пресловутое “сетевое равенство”, апелляции к которому возникают то здесь то там по совершенно различным поводам (например, в случае замеченной где-то на западном побережье США дискриминации трафика по принципу его принадлежности к “тяжелому” – передача пакетного видео, или к “неважному, не требующему мгновенной доставки” – электронная почта), есть не более чем детство сетевых технологий, и рано или поздно в совершенно равноправной структуре интернет возникнут свои суперузлы как места концентрации, “сгущения” сетевого трафика, к которым, конечно же, будут подключены спецслужбы соответсвующих стран.
Справедливости ради стоит сказать, что к такой структуре глобальной сети подталкивают не только интересы плохих дядек, любящих совать нос не в свое дело. Пару лет назад фирма Cisco – один из столпов “железной” инфраструктуры интернет – предложила своим клиентам услугу по скоростной фильтрации трафика корпораций на мощностях своих дата-центров. Весь очень немаленький внешний трафик пропускается централизовано через такой дата-центр с целью очистки его от ссылок на нежелеательные интернет-ресурсы (фишинг, десткое порно), удаления вредноносного кода из сценариев веб-страниц, сканирования на вирусы электронной почты и тому подобного. Получи эта идея должное развитие – плюс все прочие описанные выше тенденции – и интернет станет таким, каким мы его доселе не знали.
А как хорошо все начиналось!
Владимир Комен http://i-business.ru/
