Китай открыто оспаривает видение свободного и открытого Интернета. Руководствуясь соображениями поддержания хрупкого баланса между контролем информации, социальной и политической стабильности с одной стороны — и продолжением модернизации и экономического роста для интернет-аудитории свыше 600 миллионов человек с другой, китайское правительство пытается изменить то, как страны понимают свою роль в управлении Интернетом через концепцию под названием «Интернет-суверенитет».
Интернет суверенитет относится к тому, что страна имеет право контролировать деятельность в Интернете в рамках своих границ. Это то, что Китай называет естественным продолжением власти государства справляться со своими внутренними и внешними делами. Для Соединенных Штатов и других западных стран, однако, управление Интернетом делегировано и распространяется на круг заинтересованных сторон, включая правительства, гражданское общество, частный сектор, научные, а также национальные и международные организации.
Лу Вэй, глава китайского Государственного Интернет и Информационного бюро и директор мощной стратегической группы по кибербезопасности, состоящей из высших руководителей Китая, является административным руководителем китайского Интернета. С большим опытом работы в китайском пропагандистском аппарате, Лу продвигает свою концепцию интернет-суверенитета за рубежом, в том числе в поездках в Силиконовую долину.
В своем выступлении на американо-китайском форуме интернет-индустрии, он попытался размыть грань между американской и китайской моделями управления Интернетом. Он приравнял американский подход с участием многих заинтересованных сторон к китайской «многосторонней» (ориентированной государством) поддержке управления Интернетом.
Влияние Лу опирается на годы активного китайского продвижения Интернет-суверенитета во внутрикитайских пропагандистских усилиях, правительственных официальных документах, интернет-конференциях, двусторонних и многосторонних встречах, и встречах Организации Объединенных Наций.
Административный контроль Интернета вписывается в китайскую стратегию кибербезопасности: для поддержания правления коммунистической партии над Китаем. Обеспечение интернет-активности позволило бы Китаю установить контроль над распространением информации, контролировать «опасные» веб-сайты и социальные медиа, и устранить потенциальные источники беспорядков.
Список запрещенного в Китае контента в Интернете включает в себя любую информацию, которая: ставит под угрозу государственную безопасность, вредит государственным чести и интересам, распространяет слухи и разрушает социальный порядок и стабильность. Эти серьезные правила подкрепляются китайской литературой по стратегии кибербезопасности. Китайские киберученые, например, отмечают случаи, когда утрата контроля над Интернетом свергла режимы в Тунисе и Египте. Ничто не пугает правящую компартию Китая больше, чем перспектива неконтролируемого Интернета, приводящего к тому же результату в Китае.
Китай работает с международным сообществом на этом фронте, желая сигнализировать другим странам, что является ответственным и готовым к сотрудничеству партнером по вопросам технологий. Понимая, что нормами международного права до сих пор не установлены порядки управления Интернетом и кибер-активностью, Китай вкладывает значительные усилия, чтобы установить курс на международное регулирование в области управления Интернетом.
Риторика интернет-суверенитета набрала обороты после того, как Эдвард Сноуден обнародовал информацию о программах наблюдения Агентства национальной безопасности США. Рост антиамериканских настроений, дает Китаю возможность предложить развивающимся странам рассмотреть преимущества контроля над Интернетом.
Тем не менее, Интернет-суверенитет — лишь один из аспектов стратегии кибербезопасности Китая, и его реализация может затруднять или противоречить другим приоритетам — таким, как экономический рост или расширение доступа в Интернет для граждан. В свете этих конкурирующих целей, Китаю будет трудно поддерживать модель «Интернета с китайской спецификой».
Расширение доступа в Интернет увеличить количество граждан, чья интернет-активность в Китае будет контролироваться, требуя все большие ресурсы центрального правительства. Ограничение доступа к информации может негативно сказаться на стремлении китайских компаний выходить на международные рынки, замедляя экономический рост. Жесткое регулирование вынуждает некоторые компании — такие, как Google, который покинул Китай в 2010 году, отказаться от ведения бизнеса в Китае.
Как «интернет с китайской спецификой» уничтожает Сеть: 1 комментарий