Самым главным аргументом (продиктованным законами США) остаётся необходимость публикации отчётности для компании, число акционеров в которой превысило пятьсот человек. Facebook эту черту преодолела и должна будет раскрыть свои статьи доходов-расходов самое позднее нынешней весной. Собственно публичного размещения акций закон не требует, но никто не сомневается, что с потерей права хранить свои успехи и неудачи в секрете, IPO для Facebook покажется естественным шагом.
Для аутсайдеров основными последствиями станут, во-первых, появление на бирже долгожданной «голубой фишки», не просто связанной с модной темой социальных сетей, а олицетворяющей её. И, во-вторых, переход личной информации и, фактически, онлайновой судьбы 800 миллионов пользователей соцсети в руки её новых акционеров.
Когда в точности ждать IPO никто не знает. Но аналитики сходятся во мнении, что заявку в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) Facebook подаст до весны, а торги начнутся спустя несколько месяцев. За право провести процедуру размещения (и получить огромные комиссионные, в размере около 200 млн. долл.), якобы, уже сражаются титаны инвестиционного банкинга Goldman Sachs и Morgan Stanley — тайные встречи с которыми юристы Facebook, опять же якобы, ведут ещё с осени. Впрочем, остаётся вероятность, что компания обойдётся вовсе без банкиров, либо сведёт их роль к минимальной (консультационной) и проведёт размещение сама, устроив простой, открытый для всех желающих аукцион (его ещё называют датским), наподобие проведённого Google восемь лет назад.
Билл Гейтс и Стив Джобс покинули техносцену, но публика по привычке ищет кандидатов на роли в дуэте, руководившем эволюцией ИТ тридцать лет. И всё чаще в качестве первого — технократа — рассматривается Марк Цукерберг, а его извечным арт-конкурентом называют Джеффа Безоса из Amazon.com
Так или иначе, сегодня Цукерберг и его коллеги демонстративно обходят тему IPO стороной. Они молчат даже несмотря на то, что по закону держать рот на замке будут обязаны только после подачи заявки: вероятно, не желая неосторожным словом сорвать то, что может стать крупнейшим техно-IPO в истории. Примеры такого неосторожного поведения накануне публичного размещения имеются. Последним стал скандал вокруг купонного брокера Groupon, лидер которого Эндрю Мэйсон написал своим подчинённым восхваляющее компанию письмо, «случайно» попавшее в прессу. В результате, как стало известно сейчас, SEC измотала групоновских юристов требованиями объясниться (какие меры были приняты, чтобы письмо не попало наружу и т.п.), а курс акций после IPO всё равно просел.
Сколько намерена собрать Facebook — опять же никому доподлинно не известно, но аналитики сходятся на сумме 10 миллиардов долларов. До сих пор преодолеть десятимиллиардную планку удалось лишь VISA, AT&T Wireless и General Motors. Ни одна из них не может считаться по-настоящему чистой ИТ-компанией (минимум «железа» на балансе, максимум виртуальной собственности), поэтому, если прогноз подтвердится, IPO сделает империю Цукерберга самым высокооценённым на старте ИТ-бизнесом. Общая рыночная стоимость компании в этом случае превысит 100 млрд., что меньше, чем стоят сегодня Apple или Google (376 и 209 млрд. соответственно), но ведь для Facebook это лишь начало.
Формальным основанием для многомиллиардных оценок служит отчасти курс акций компании на вторичном рынке (где обращается незначительная часть бумаг, проданных сотрудниками), отчасти ощутимый среди инвесторов голод на бумаги социальных сетей, и в некоторой степени — доходы Facebook. По сторонними прикидкам, в этом году она сделает (в основном на рекламе) чуть меньше 5 млрд. долл.
Не считает выручку самым важным и Цукерберг. По его мнению, просто много зарабатывать — недостаточно. Для привлечения талантов, нужно чтобы компания была справедливо оценена рынком, то есть стала публичной. Тогда новых инженеров, программеров, дизайнеров привлекала бы и зарплата, и бонусы (в виде опционов на акции, желательно, растущие в цене), и сам образ компании. Только такой бизнес можно назвать успешным.
Как и все прочие аспекты этой истории, поведение акций Facebook после IPO — вопрос открытый. Минувший год выдался щедрым на размещения ИТ-компаний и можно попробовать провести параллели, но сравнение здесь возможно только до некоторой степени: ведь никто из вышедших на биржу в 2011 году не дотягивает по влиятельности до Facebook. Zynga, Groupon, Pandora Media, LinkedIn — все они торгуются теперь ниже цены размещения.
По оценке Barrons, средний годовой результат, продемонстрированный акциями этих и некоторых других, только что разместившихся интернет-компаний, составляет минус 18%. Отчасти удручающий итог — при замечательных ожиданиях! — может быть объяснён больной экономикой, но в общем какой прок от объяснений, когда IPO уже проведено? Очевидно, что второго бума дот-комов в 2011 не случилось. Зато может случиться в наступившем году.
Нью-Йорк уже несколько лет как расстался с короной самой привлекательной биржевой площадки для IPO. По данным Dealogic, номер первый теперь — Гонконг (на фото), где за 2011 году проведено первичных размещений на сумму 36 млрд. долл.
Надежды на разрешение кризиса в Европе, характер деятельности Facebook (жизнеспособная бизнес-модель) и её размах позволяют надеяться, что империя Цукерберга не повторит участи своих коллег по интернет-цеху. Все ждут, что фейсбуковские котировки за короткий срок вырастут вдвое против начальной цены.
Совпадут ли интересы пользователей социальной сети с интересами её новых хозяев, продлится ли мода на социальные сети вообще — всё это темы для отдельного разговора. Но нет сомнений, что в результате IPO Марк Цукерберг станет одним из богатейших людей мира, три тысячи его сотрудников — миллионерами, а для ИТ-индустрии в целом выход Facebook на биржу может стать долгожданным сигналом к старту второго бума интернет-компаний.
По прогнозу Bloomberg, в наступившем году в Штатах проведут первичное размещение акций полтора десятка интернет-компаний, собрав в общей сложности 11 миллиардов долларов. Это вдвое больше, чем в году ушедшем и уже сравнимо с результатом 1999-го, когда дот-комы собрали (по разным данным) от 18 до 27 миллиардов. Правда, что касается количества вышедших на биржу компаний, уровень конца 90-х всё равно недостижимо далёк: тогда каждый год IPO проводили несколько сотен имён.
Евгений Золотов http://i-business.ru/
Когда ждать IPO Facebook — и что от него ожидать?: 1 комментарий