1 февраля вступил в силу закон, согласно которому сайты, содержащие «социально опасную информацию, представляющую угрозу для общества и личности», могут блокироваться «незамедлительно» и без решения суда. Обеспечивает блокировку в течение часа после получение соответствующего требования от Генпрокуратуры Роскомнадзор. В первый же день действия нового закона ведомство заблокировало четыре «экстремистских» сайта.
Поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» внесли в Госдуму декабре прошлого года депутаты Андрей Луговой, Сергей Чиндяскин, Сергей Гаврилов и Николай Иванов. Предложенный ими закон (N 398) должен был решить задачу оперативного ограничения доступа к сайтам, на которых размещены «призывы к массовым беспорядкам, разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни, к участию в незаконных публичных массовых мероприятиях, в экстремистской и террористической деятельности». Закон был рассмотрен и принят меньше чем за месяц.
Механизм блокировки, закрепленный в этом документе, отличается от прописанных в предыдущих «запретительных» законах. Поскольку ограничение доступа к «экстремистскому» ресурсу нужно произвести как можно быстрее, то предупреждать заблаговременно владельца ресурса не предполагается. По требованию Генпрокурора или его заместителей уполномоченный орган (Роскомнадзор), в первую очередь, должен обеспечить незамедлительную блокировку ресурса, и только потом – определить провайдера хостинга и уведомить его о необходимости удалить противоправную информацию, доступ к которой уже ограничен. Хостер должен известить владельца сайта, и, если информация будет удалена, Роскомнадзор разблокирует сайт.
Роскомнадор разработал специальную информационную систему, с помощью которой прокуроры могут внести запрещенную информацию в реестр, данные из которого интернет-провайдеры должны выгружать раз в час.
О том, какие именно сайты, в каком количестве и за что заблокированы, Роскомнадзор сообщать публике не намерен, чтобы, как заявил руководитель ведомства Александр Жаров, не привлекать к этим ресурсам внимание. Однако в понедельник интернет-деятель Антон Носик в своем блоге опубликовал адреса сайтов, доступ к которым был ограничен по новому закону. Они размещены в разных доменных зонах – ru, net, com, ua. Три публикации из тех, которые потребовала заблокировать Генпрокуратура, датированы 2010 и 2011 годами. Причем одна из них размещена в Живом Журнале, и с 2011 года под этим постом не появилось ни одного комментария. Тем не менее, только оперативное удаление этой записи администрацией ЖЖ, как сообщает Роскомнадзор, спасло блог-платформу от блокировки. На четвертом ресурсе информация действительно размещена относительно недавно – 29 января 2014 года, однако в ней содержится призыв собираться на Майдане в Киеве. Почему для блокировки этих ресурсов потребовалось использовать процедуру именно нового закона, непонятно. За прошедшее с момента публикации время они вполне могли быть закрыты на основании существовавшего ранее закона по решению суда (интересно, что в настоящее время при переходе по ссылкам можно увидеть «заглушку», которая переадресует к реестру Минюста, в котором этих сайтов как раз нет), либо, как в случае с записью в блоге, в соответствии с Пользовательским соглашением ЖЖ.
По мнению Носика, критерием для выбора Генпрокуратурой этих адресов стало именно то, что они размещены в разных доменных зонах, и таким образом проведена проверка процедуры блокировки в каждой из них.
… [Trackback]
[…] Find More here on that Topic: portaltele.com.ua/news/internet/2014-02-05-04-06-40.html […]