При всех этих сдерживающих факторах развития интернет-аудитории в Китае, активное участие правительства все же сыграло положительную роль. По крайней мере, появился прецедент, после которого как минимум китайские компьютерные злоумышленники — с учетом быстроты решений китайских судов за экономические преступления — должны будут задуматься над последствиями своих действий.
В конце предновогодней недели стало известно, что около 45 млн логинов и паролей (10% всей активной интернет-аудитории!) пользователей ряда сервисов интернет-банкинга в Китае оказались украдены. Причем, по старой и хорошо известной схеме: при помощи фишинга.
Злоумышленники, скопировав интерфейс популярных систем онлайн-банкинга, под тем или иным предлогом добивались того, что жертвы обмана вводили свои логины, пароли, адреса электронной почты на фальшивом сайте и получали тем самым доступ к финансовой информации.
Учитывая более чем значительный объем кражи, которая в итоге могла привести к малоприятным последствиям, проблемой занялось правительство Китая. Официальное расследование возглавил министр промышленности и информационных технологий Китая, давший обещание разобраться с тем, кто стоит за фишинговыми атаками и наказать виновных. Как-то бывает в некоторых странах, слова не стали просто словами, а за ними последовали некие действия, направленные на ограничение действий злоумышленников.
Вторая мера, предпринятая правительством, выглядит значительно более жесткой: владельцы сервисов, позволяющих осуществлять онлайн-общение, внедрили у себя специальное программное обеспечение, которое призвано мониторить общение пользователей и удалять подозрительные ссылки, ведущие на фальшивые сайты.
Пока, конечно, все эти результаты дали небольшой эффект, потому как, вероятней всего, масштаб фишинговой атаки уже достиг некоторого критического значения; при этом вполне возможно, что организаторы атаки едва ли находятся на территории Китая, рискуя, так сказать, не только виртуально, а и физически. Тем менее, сам прецедент вмешательства государства и организованная на государственном уровне защита пользователей, как минимум, необычен и дать оценку ему пока представляется сложным.
