История с внедрением кириллического домена .РФ порадовала нас новой главой: на сей раз в жанре феерического фарса. Достоянием общественности стал стоп-лист, перечисляющий слова, запрещенные для регистрации в качестве русскоязычных доменных имен. Понятная, в общем-то, идея худо-бедно соблюсти общественную нравственность и избежать скандалов с ревнителями порядка выродилась в скверный анекдот. А произошло это из-за трех примечательных особенностей упомянутого «словарика».
Во-первых, этот список — закрытый. Иначе говоря, любое буквосочетание, в нем не перечисленное, к регистрации в качестве доменного имени — разрешено. А русский язык, как известно, велик и могуч, и количество возможных сложносоставных слов с матерными корнями не поддается исчислению. В блогосфере уже началась азартная игра, участники которой наперегонки изыскивают и изобретают матерные доменные имена, не упомянутые в стоп-листе. Что будет делать КЦ, когда столкнется с валом таких заявок — пока непонятно, но любая позиция оказывается проигрышной: пропустить нецензурщину они, по идее, не должны. Однако нарушение собственных же заранее объявленных правил, равно как и перекраивание их на ходу, чревато большим скандалом.
Во-вторых, в стоп-лист вошли не только слова с матерными корнями, но и множество терминов вполне «цивильных», но у составителей списка почему-то ассоциирующихся с физиологическими актами выделения и размножения, а потому, по их мнению, недопустимыми. Так, например, запрещены для регистрации слова «глиномес», «жирнозадый», «заколебать», «зоофилия», «извращенец», «кастрат», «махалка», «нифига», «округленный», «пенис», «подвальчик», «пожарить» и многие другие термины, вполне встречающиеся в обиходной и даже литературной речи. При знакомстве со списком вспоминается анекдот: «Доктор, да Вы маньяк!..» Классифицировать многие из «запрещенных» слов в качестве неприличных и оскорбительных мог только человек с очень нездоровой фантазией. Впрочем, богатство русского языка играет с КЦ злую шутку и здесь: например, среди запрещенных слов есть «впендюрить», но нет «впердолить»; есть «писька» и «пиписка», но нет «пиписьки».
Наконец, в-третьих, список выглядит как калька со словаря: существительные приведены там в именительном падеже единственного числа, глаголы — в неопределенной форме, т.е. даже для слов, которые в него попали, совершенно не учитывается все разнообразие возможных словоформ. И если «жопа» находится под запретом, то «жопы» оказываются вполне разрешены. Любой же глагол можно использовать в повелительном наклонении, куда больше подходящем для порносайта или визитной карточки борделя («впендюрь» вместо «впендюрить»).
Как предполагает Игорь Ашманов, собаку съевший на задачах, связанных с компьютерной лингвистикой (в свое время он занимался разработкой русского спеллчекера для Windows, а не так давно его компания запустила проект «Ай-ай-ай», где с людьми общаются самообучающиеся роботы-инфы), в основу стоп-листа был положен «Большой словарь мата» Плуцера-Сарно. Этот «труд» к лингвистике отношения, строго говоря, не имеет, а многие вполне безобидные слова туда попали, что называется, за компанию. Очевидно, что исполнитель задачи создания стоп-листа попросту схалтурил, тупо загнав в список словарь, а представители КЦ, принимавшие у него работу, схалтурили еще сильнее.
В общем, запасаемся попкорном и устраиваемся поудобнее. В самое ближайшее время нас ожидает немало новостей с доменного фронта. Чем дальше развивается история с кириллическим недодоменом, тем интереснее становится. Почему недодоменом? Потому, что сегодня, как выяснил в ходе своего исследования Андрей Шипилов, кириллическо имя пригодно лишь в качестве алиаса для веб-сайта, и то с некоторыми ограничениями. Ни пинговать или трейсить такой домен (неважно, из-под винды или юникса), ни завести себе в нем почтовый ящик на «Гугле» или «Яндексе», ни хотя бы просто отправить на кириллический адрес электронное письмо на сегодняшний день — невозможно. Что, впрочем, и неудивительно: вся эта афера изначально предназначалась для заколачивания бабок, а будет ли там что-то работать, мало кого интересует.
Автор: Александр Милицкий
Comments