Медленно, но верно, операторы, которые дотоле были исключительно компаниями мобильной связи, закупают себе новые активы. Попытки, желание и возможности стать интегрированными операторами связи для «Большой тройки» вполне очевидны — правда, поскольку у них нет такого охвата на этом рынке, как у «Ростелекома», им приходится вкладывать значительные финансовые ресурсы для того, чтобы расширить этот сегмент своего бизнеса. И что же они покупают?

Общие параметры приобретений

«Вполне закономерно, что когда три крупных оператора связи с доступом к длинным деньгам присматривают себе новые покупки, цены растут без всякого обоснования», — этой мыслью со мной поделился коллега еще в прошлом году и она до сих пор не потеряла своей актуальности. Сделки из серии «пришли и купили» разогрели российский рынок фиксированного ШПД до немыслимых после кризиса высот — сервиса и услуг для абонентов нисколько не прибавилось, но активы «на ровном месте» стали дороже.

Понятно, что череда M&A сделок на российском рынке ШПД за последний год — вполне ожидаема. Редко у какой небольшой компании-оператора хватает денег на самостоятельное развитие без сторонних инвестиций, а все остальные отчетливо понимают, что работать в сколь-нибудь крупных населенных пунктах у них уже не получится: федералы поджимают. Причем, к «федералам» я уже отношу и «ЭР-Телеком», который давно вышел из региональных компаний второго эшелона в первую лигу. Благо, она в России не такая большая.

Если подсчитать внимательно и дотошно, то в прошлом году суммарный объем всех сделок в российской сфере M&A составил порядка 10 млрд. евро — за эти деньги сменили своих владельцев больше шестидесяти операторов связи. Причем, многие покупались «про запас» и никакой интеграции не были подвержены до сих пор. А некоторые сделки меня «радуют» до сих пор: как «сбитый» из региональных игроков-неудачников пул NetByNet и продажа его «МегаФону». 🙂

«У меня на столе каждый день лежит пачка из 20-30 предложений о покупке, — как-то в запале говорил один из высокопоставленных менеджеров одной из компаний «Большой тройки, — причем все это предложения от собственников, которым хочется «выйти в кэш» и заняться чем-то более интересным. Так что мы их рассматриваем постоянно». Следовательно, рынок ШПД в России двигается по классической модели «подмять под себя «мелочь» и стать глобальными».

Для работы на нем с возможностью ценового демпинга необходимо внедрять стандартные методы работы, тарифные планы, системы самообслуживания абонентов. Как можно больше рутинных операций надо отдавать клиентам, снижать в принципе любые текущие расходы (особенно на «прожорливый» по ресурсам call-центр) и создавать системы оперативного подключения новых клиентов «на автомате». Это, по-хорошему, возможно только для глобальных операторов связи, которые едины в своей структуре и специфике работы по всей стране, а не только в крупных городах. Да, для таких планов им необходимы свои каналы связи для пропуска трафика, сеть продаж и обслуживания (т.н. «фирменная розница») и активные маркетинговые планы. Так оно и происходит.

Отмечу, что новую компанию никогда не включают в состав единого оператора «как есть» — там постоянно все переделывают, причем затраты начинаются с миллиона-полутора долларов, их вполне спокойно можно добавлять к цене получаемого актива. Звучит это как «совмещение бизнес-процессов» и «стандартизация качества обслуживания»: все «зачистки» именно отсюда.

И даже это «федералов» не останавливает, поскольку приобретать новых абонентов стандартным путем действительно долго — даже недорого, с этим еще можно как-то смирится, а именно что долго. Учитывая специфику подключения по ШПД, дело это весьма протяженное по времени, поэтому «проще купить множество небольших компаний, полностью «вычистить» их техническую начинку, оставив только «последнюю милю» и поменяв биллинг, — говорит мне источник из оператора «Большой тройки». — Это даст нам возможность стартовать в регионах быстро».

Несмотря на декларацию о том, что «нам нужны только лидеры рынка», операторы готовы покупать те компании, у которых есть покрытие в нужных регионах или городах и весьма «творчески» подходят к термину «лидер». Раньше чаще всего нужен был лидер по ШПД, потом этот термин стали маскировать – появились «лидеры» по цифровому и платному ТВ, по темпам роста, по охвату своими сетями домохозяйств, лидеры по новым технологиям и т.д. Было бы желание купить ту или иную компанию, а возможности для этого найдутся. 🙂 По сути, это могут быть и не самые «жирные куски» на местном рынке — которые, к слову, еще и переоценены.

Хотя, особых сложностей с ценообразованием покупатели не испытывают — рынок стабилен, прогноз «малышам» вполне понятен, поэтому сейчас у них забег на средние дистанции из серии «как бы все-таки продать сделанное» за разумные деньги. Не за большие — за разумные. И вот этот подход всем крупным операторам вполне симпатичен.

Одним из крупнейших приобретений прошлого года стал магистральный оператор «Синтерра», который с учетом долга обошелся «Мегафону» в 745 млн долл. Правда, особенного эффекта от этого приобретения пока незаметно — по какому-то странному принципу число своих собственных каналов у приобретенной «Синтерры» становится месяц от месяца все меньше. 🙂 Остальные сделки были поменьше — агентство J’son & Partners Consulting уже сообщало о том, что по числу сделок регионы намного обогнали центр. На первом месте ЦФО — 15 операторов сменили своих владельцев, аналогичное число компаний, работающих в нескольких регионах, тоже поменяло собственников. На втором месте — СЗФО, где сделок было 12. В столице — 10, в Питере — всего 4. Отличился ПФО, где операторов, сменивших собственника, было 7.

Дополнительной проблемой для «продавцов» оказывается тот факт, что покупатели, на самом деле, редко «сталкиваются лбами» — у «ВымпелКом» и МТС уже есть свои сети по стране, поэтому их интересуют разные активы и в разных регионах. Меньше всего своих сетей есть у «МегаФон», но компания пока выжидает, готовя наличные для оплаты «Акадо»: в том, что именно эту компанию приобретет «Мега» у меня нет сомнений. Менеджмент в своих желаниях определился — осталось договориться акционерам. 🙂 Именно поэтому, не стоит: а) всерьез воспринимать региональные планы «Акадо» (они будут точно скорректированы); и б) относительная пассивность «Меги» на региональной «распродаже» носит искусственный характер — они сами не знают, как будет дальше. 🙂 Есть и третий вывод — региональным операторам связи не удастся сыграть на противоречиях из серии «продам тому, что больше даст»: этого не будет, поскольку альтернатива по приобретению невелика — обычно условия диктует один федерал.

В целом, основная задача компаний «Большой тройки» — как можно активнее и быстрее «продемонстрировать флаг» всем окружающим конкурентам и, самое главное, акционерам. Поэтому финансовые результаты и «планы по захвату всего мира» требуются только от «старых» активов, которые принудительно «слили» с «сотовиками» (к примеру, от «Корбины» или «Комстара», которые растворились в «ВымпелКом» и МТС соответственно). Все новые приобретения пока «защищаются» под единый стандарт работы. Там особенных успехов не надо — удержать бы то, что есть.

Точечные приобретения

Говорить о том, что именно 2011 год станет временем активной региональной распродажи, я бы не стал. Все, что должно было случиться — уже произошло. 🙂 Наиболее активно в этом смысле действовала команда «Комстар-регионы», разумеется, до своей смены по решению МТС. Точкой, с которой все началось, можно считать приобретение 100% альтернативного оператора из Ярославля «ТензорТелеком» — это случилось в феврале 2010 года, причем за компанию заплатили не так, чтобы уж и много: всего 4,7 EBITDA. Для сравнения, за «Мультирегион» выложили 8,8 EBITDA — что называется, почувствуй разницу. 🙂 Правда, за «Акадо» тогда еще в «ЦентрТелеком» были готовы «отвалить» 11 EBITDA, но не случилось, и такого «вкусного» предложения оператору больше не видать. Позиция «МегаФон» (единственного оператора, у которого есть на это не только желание, но и деньги) куда как скромнее. Правда, повезло еще «ЭР-Телеком» — когда в октябре 2010 года фонд Baring Vostok Capital Partners приобрел 10% этого провайдера интернет-доступа, то компанию оценили в фантастические 16 EBITDA за еще не закончившийся 2010 год. Но эта оценка, конечно, на перспективу, хотя вполне заслуженна. Хотя, действия этого «монстрика» мне симпатичны — да, это далеко не идеальный оператор связи, но все-таки он ничего не покупает. Идет и строит сам — с нуля, чтобы потом не иметь проблем с адаптацией новых сетей к своей инфраструктуре. Можно спорить до бесконечности о надежности таких решений и о том, сколько стоит несколько вагонов китайских маршрутизаторов для домашнего использования, но факт остается именно таким. Они строят единые сети, растут медленнее, но, как минимум, не имеют проблем с интеграцией «свежих» приобретений, где каждый раз надо проходить весь процесс предоставления услуги с самого начала. И «резать по живому» для исправления ситуации.

Читайте також -   Чого чекати від Apple у 2025 році

Каждый оператор «Большой тройки» подходил и подходит к своим приобретениям по-разному. Здесь, по сути, выявлено три разные стратегии.

Наиболее консервативная стратегия — у компании «ВымпелКом», которая долго не могла «переварить» «Голден телеком», а после этого стала делать ставку на постепенное развитие фиксированного ШПД на базе бывшей «Корбины». За 2010 год компания купила только «Форатек Коммуникейшн» и «Поларком», причем с интеграцией дело не заладилось — по этому поводу самый замечательный комментарий, который я видел, звучит как «в пищеводе билайна много хороших проектов погибло.» 🙂 В 2011 году покупок тоже было две: если с приморским НТК, за который заплатили порядка 12 млрд. руб., результаты как-то вменяемы (там просто сложно сразу все «завалить»), то с питерским «Элтелом», за который было выложено куда как меньше денег (всего 1 млрд.), оказалось сложнее удержать абонентов. Прежде всего «отваливались» самые обычные «физики», которых не совсем устраивало качество услуг связи. Вдобавок, конкуренты сделали им «вкусные» ценовые предложения, что вполне закономерно в перенасыщенном предложениями фиксированного ШПД Питере. И вот цифры: на момент покупки оператора там было 35 тысяч частных клиентов и 2 тысячи корпоративных. Осталось меньше — уже всего 25 тыс. частников и 1 тыс. «корпоратов». И не говорите мне про разные методики учета — изменения не в пользу «Вымпела» вполне заметны.

Больше всех покупал МТС — 19,5 тыс. км оптики и 300 тыс. новых абонентов в 2010 году удалось получить после приобретения таких операторов, как «Евротел», «ТензорТелеком», «Управление и лизинг», «Пенза-Телеком», «Мультирегион», «Ланк Телеком», «Новосибирская мультисервисная компания». Думаю, в компании были даже сформированы стандартные «зондер-команды», которые и сейчас работают над приведением этих активов в нормальный вид. Правда, пик сделок M&A у МТС пришелся на прошлый год — сейчас активность поменьше. Дело в том, что после «вливания» «Комстара» в МТС, команда «строителей» региональных активов существенно поменялась — соответственно, был потерян темп.

Из значимых покупок первой половины года могу вспомнить только «Инфоцентр», который был приобретен за 15 млн. долл. (34 тыс. абонентов), а также барнаульского интернет-провайдера «Интелека» (188 тыс. контрактов). А в августе МТС купила 100% уставного капитала в четырех компаниях, предоставляющих услуги кабельного телевидения и широкополосного доступа (ШПД) в интернет под брендом «Альтаир» в городе Тула — говорят незадорого, всего за 680 млн. руб., но это с учетом чистого долга. Приобретение вполне разумное — у «Альтаир» ведущее положение на рынке платного цифрового телевидения в Туле с долей около 70%. На рынке ШПД все не так радужно — компания входит в тройку лидеров с долей всего 19% (данные IKS-Consulting на 1Q2011). Наверное, МТС впечатлил и тот факт, что охват волоконно-оптической сети группы компаний «Альтаир», построенной по технологии FTTB, составляет более 91% домохозяйств города — а уж ценовые предложения с демпингом оператор обеспечит. Правда, значительные деньги надо будет вложить в модернизацию сети, чтобы все абоненты в Туле могли подключить услугу цифрового ТВ. Еще один интересный актив для МТС, переговоры по которому идут с весны 2011 года, — это «Уфанет», который контролирует более половины рынка ШПД Башкирии, а доля на рынке платного ТВ приближается к 50%. В Оренбургской области позиции оператора слабее: 10-15% рынка ШПД, но около 30-35% рынка платного ТВ. По мнению владельцев оператора это стоит 180 млн. долл. Хотя, полагаю, ценник будет скорректирован в меньшую сторону.

Самая странная стратегия — у «МегаФон». Компания вышла на рынок приобретений после стадии разогрева, потому их сделки прошли по беспрецедентно высоким коэффициентам. Кроме того, у компании явно прослеживается легкий «столбняк» после приобретения «Синтерры» : соответственно, следующие приобретения происходят не так уж и активно. Есть и откровенный «саботаж» — к примеру, за полумертвого оператора «Веб плас», который контролирует всего около 2% рынка ШПД Санкт-Петербурга, компания «МегаФон» заплатила 2,5 млн. долл. По сути, в «Меге» только улучшили баланс «Телекоминвесту», не более того. Думаю, компания уже «обрадовалась» из-за приобретения NetByNet , который при своей сумасшедшей стоимости не привнес ничего новационного в сегмент фиксированного ШПД компании. Только одну головную боль самим фактом этой сделки.

Правда, верить в традиционные заклинания о том, что мол «МегаФон» готовит в этом году ряд сделок по покупке региональных ШПД-операторов, причем «сотового оператора интересуют активы в крупных городах (с населением свыше 300 тыс. человек) и абонентской базой свыше 20 тыс. человек» пока не хочется. Это больше похоже на цитату из меморандума для инвесторов, чем на реальные планы. 🙂 Помнится, г-н Солдатенков уже неоднократно обещал, что компания начнет активно поглощать компании в регионах. Правда, это было в 2010 году и так и не случилось. Поверим, что компания начнет наверстывать упущенное в 3-4 квартале 2011го? 🙂 Активы на рынке еще остались — к примеру, «Интерзет» и «ПиН Телеком» в Санкт-Петербурге, операторы «Интерсвязь» в Челябинске и «Новотелеком» в Новосибирске.

Таким образом, рынок активно меняется — если вы пользователь среднего или небольшого оператора связи в регионах, то можете быть уверенными в том, что его скоро приобретут. 🙂 Думаю, что и с «Акадо» ситуация решится до конца 2011 года. Судя по всему, решение по этому вопросу в очередной раз будет обсуждаться во второй половине сентября. Стороны не могут договориться совсем не по вопросу «продавать или не продавать»: понятно, что делать это надо. Вопрос только в цене. Пока что она падает — раньше было 1,2-1,3 млрд. долл. Сейчас — уже 900 млн. При этом, «Меге» актив нужен для экспансии на столичном рынке, а «Акадо» самое время продаваться, чтобы получить инвестиции на развитие. Видимо, владельцев «Акадо» смущает совсем недавний пример, когда в январе 2011 г. «Ростелеком» купил 71,8% столичных «Национальных телекоммуникаций» из расчета стоимости всей компании в 12 EBITDA. Правда, некоторые источники настойчиво говорят мне о том, что это была «сделка с заинтересованностью» и часть уплаченных денег вернулась некоторым акционерам этого «мегателекома» на персональные оффшорные счета. 🙂

Максим Букин  NAG.RU

Comments

Leave a reply