В октябре 2016 года Apple представила неоднозначные и вызвавшие много критики ноутбуки MacBook Pro. Тогда же стало ясно, что купертиновцы в очередной раз не стали обновлять сразу несколько «маков» — например, Mac Pro и Mac mini. В связи с этим возникает логичный вопрос — каковы планы Apple на «компьютерном» фронте?
Почему Apple не обновляет свои компьютеры чаще, чем сейчас? После триумфального появления MacBook Air производители ПК и Intel решили во что бы то ни стало его скопировать. Apple не стала бороться с ними традиционным способом — обновлением отдельных компонентов вроде дисплея (а ведь с экраном Retina «воздух» стал бы идеальным ультрабуком!). Вместо этого купертиновцы создали новый ультра-легкий ноутбук — MacBook Pro.
Apple тоже избавляется от старых моделей, но теряет на этом куда меньше — ведь чем ближе релиз нового Mac, тем меньше на складах прошлогодних «маков». Когда новинка поступает в розничную сеть, конкурировать по цене со «старой» моделью ей почти не приходится. Такой подход к продажам — следствие горького опыта из прошлого. В 90-е годы прошлого века Apple предлагала свои десктопы Macintosh Performa в самых разных конфигурациях. А ведь были ещё «средний класс» Centra Mac и топовые Quadra…
Сотни различных конфигураций, десятки семейств продуктов… Разобраться во всех тонкостях и принять осознанное решение по силам только очень подготовленному пользователю. Apple предпочитает предлагать что-то новое тогда, когда в этом есть смысл, и голодная до новинок аудитория с удовольствием сметает новинки с прилавков. Кстати, в том числе и потому, что люди знают — если сейчас они купят «яблочный» ноутбук, то из-за консервативной политики обновлений он будет оставаться актуальным ещё очень долго.
Mac Pro
Последний Mac Pro вышел в 2013 году, и с тех пор никаких обновлений он не получил. В чем дело?
Лицензирование macOS
Отличный способ сделать тот же Mac Pro более популярным продуктом — открыть возможность выпуска похожих продуктов сторонними вендорами. Последний раз нечто подобное купертиновцы предпринимали в 1994 году. Тогда Apple передала производителям ПК спецификации для выпуска компьютеров, которые использовались на «маках». В результате такие ПК могли абсолютно легально работать с классической версией Mac OS. Тогда эксперимент был признан неудачным. Пришлось потратить очень много денег и ресурсов на разработки для сторонних компаний, а продажи собственных Macintosh — главного на тот момент источники прибыли Apple — упали.
Стоит отметить, что в те годы по своей архитектуре Mac не были стандартными ПК — скорее их можно было назвать специализированными компьютерными системами. Но в 2006 году все изменилось: Mac раз и навсегда перешли на платформу Intel и влились в ряды стандартной РС-архитектуры. Сегодня бизнес Мас не является ключевым для Apple (см. график ниже), и компания вполне могла бы попытаться заработать на нем больше через лицензирование для производителей ПК. Доходы Apple по категориям:
Удар по Windows
Денег у Apple достаточно, желания ослабить конкурентов — ещё больше. В прошлом купертиновцы уже заставляли конкурентов из Microsoft всерьез понервничать: ради создания рынка ПО для PowerMac компания купила крутое профессиональное ПО Final Cut Pro и Logic Pro, после чего сделала его своим эксклюзивом. Почему бы не провернуть этот трюк ещё раз? Сегодня Microsoft слаба как никогда — Редмонд лихорадочно ищет новые сферы деятельности, и нанести «раскрывшемуся» конкуренту удар в виде скупки топовых Windows-программ и перевода их на macOS ничего не стоит. Как в свое время Билл Гейтс, Тим Кук мог бы сначала «купить» рядовых офисных сотрудников, потом профессионалов по работе с графикой, потом геймеров… И это было бы только одним направлением удара: ведь снизу рынку ПК на Windows уже угрожает iPad, а сверху могло бы угрожать лицензирование macOS производителям ПК.
«Да, но…»
Крутые перспективы, правда? Вот только сегодня дела «компьютерные» Apple неинтересны. Зачем думать о десктопах и ноутбуках Mac, если в наши дни всё в мире вертится вокруг других компьютеров — мобильных?
Наконец, новые форм-факторы (например, носимые устройства) и продуктовые категории (например, ТВ-приставки) вызревают из мобильных, а не из настольных решений. В будущем люди будут охотнее покупать смартфоны с более эффективными процессорами, сенсорами, дисплеями и корпусами, а не «маки» с теми же нововведениями. Конечно, Mac, как и весь рынок ПК, никуда не денется, причем ещё очень долго. Людям по-прежнему нужно делать дела на компьютере, и они всегда будут желать того, чтобы это происходило ещё быстрее и лучше, так что работы у инженеров Mac будет предостаточно.
Так что же Apple делать с Мас? Наверное, лучший пример — это партнерство с IBM. Некогда легендарная компьютерная компания с 2015 года перевела на iOS-устройства 130 000 своих сотрудников. Ещё 100 000 человек сменили ПК на Мас. Результаты радуют — IBM сообщила, что уже сэкономила на обслуживании каждого компьютера по $270.
Во-первых, Apple в теории могла бы разрешить запускать на Mac iOS-приложения. Так компания угодила бы и разработчикам, которые в текущих условиях далеко не всегда решаются на разработку macOS-приложения, и корпоративным клиентам, которые любят iOS, но боятся переходить и на Мас из-за проблем с приложениями, и пользователям, которые предпочитают работать с традиционным компьютером. Учитывая очевидный тренд на сближение iOS и macOS, такое развитие событий не выглядит уж очень фантастическим.
Вторая опция заключается в создании Mac на ARM-процессорах. В результате у Apple появятся компьютеры с отличными характеристиками по рекордно низкой для компании цене (порядка $800), в результате чего всё больше пользователей будут выбирать «маки», а не ПК. Какой сценарий для Mac купертиновцы выберут в итоге, покажет время. Но уже сегодня очевидно — Mac для Apple значит уже совсем не так много, как прежде. Взято с yablyk.com
