То есть никаких препятствий для укрупнения и переформатирования рынка как не было, так и нет, а потому эти процессы наверняка продолжатся. При этом я не могу вспомнить ни одного события за прошедший год в сфере регулирования, которое прямо защищало бы интересы небольших операторов. Зато показная борьба, которую развернули против «воздушек» власти столицы и еще нескольких крупных городов, в первую очередь ударит именно по альтернативным операторам, многим из которых попадание в кабельные канализации попросту не по средствам. Один знакомый директор небольшого оператора буквально недавно рассказал о том, что за проброс кабеля через участок подземной вотчины некоего представителя «большой тройки» в Петербурге ему пришлось помимо внесения весьма некислой арендной платы отремонтировать за свой счет весь кабельный колодец.
Попытки защитить маленьких операторов от падучей предпринимает ФАС, однако они в основном сводятся к предложениям по совершенствованию отраслевой законодательной базы – например, к принятию правил недискриминационного доступа к инфраструктуре электросвязи. Но черновики этих правил гуляют по чиновничьим рукам уже не первый год, а НДД как не было, так и нет. Создается впечатление, что государство попросту не заинтересовано в существовании альтернативных игроков. Если это правда – то так прямо и скажите, чего ходить вокруг да около.
Между тем на маленьких операторах лежит очень большая ответственность – они, собственно, и обеспечивают то, что называется рынком и рыночной конкуренцией, которая выражается не только и не столько в используемых технологиях (принято считать, что альтернативные операторы более склонны к инновациям), и даже не в более привлекательных тарифах на услуги, а в самом подходе к их предоставлению. Например, в прошлом году я ждал несколько месяцев, пока один из федеральных «монстров» проверял техническую возможность переноса фиксированного телефонного номера между двумя адресами на соседних улицах в центре Петербурга. В итоге, так ничего и не дождавшись, я вынужден был согласиться на услугу переадресации звонков со старого номера на новый (ее оформление заняло еще месяц). А другой «монстр», на этот раз уже столичный, две недели не может выставить мне счет для значительного расширения пакета потребляемых услуг. То есть я бы и рад платить и потреблять больше, но оператору недосуг.
Полагаю, что большинство малых операторов просто не могут себе этого позволить, поскольку в основном они существуют по принципу «хочешь жить – умей крутиться». Такой принцип на руку клиентам, и он благотворно влияет на рынок в целом, вынуждая «монстров» хотя бы иногда задумываться над тем, как они работают. И еще одно соображение: зачастую топ-менеджерам небольших телеком-компаний приходится участвовать во всех процессах, в том числе в создании инфраструктуры, выборе оптимальных технологических решений и в разработке портфеля услуг, то есть глубоко вникать не только в управленческие, но и в технологические вопросы. Таким образом, маленькие альтернативные операторы способны обеспечивать рынку приток связистов с управленческим опытом (или управленцев с техническим). То есть именно тех, кого так недостает отрасли в толпе специалистов по продажам и продвижению жвачки, мыльных пузырей и батончиков Mars. Потому что, в конечном счете, клиентам нужна связь, а не толстый слой чего-то там густого и липкого.
Данила Шаповальников http://comnews.ru/
Маленький большой оператор: 2 комментария