Генеральный директор компании «Датагруп» Александр Данченко о цене билета на мобильный рынок и нецелесообразности IPO
«В своих SWOT-анализах мы часто пишем о том, что наша сила — в близости к акционеру. Наше преимущество в том, что у нас упрощена система принятия решений, а Александр Кардаков — не только акционер, но и талантливый управленец», — говорит Александр Данченко. Такая мобильность и способность быстро решать стратегически важные вопросы стали одной из главных причин быстрого роста компании, а ему, самому молодому менеджеру на телекоммуникационном рынке, позволили набраться ценного опыта. 2004 год стал ключевым в развитии компании. Именно в этом году было принято решение объединить несколько конкурирующих компаний в одну. О том, как происходил этап объединения и чем сегодня живет компания, рассказал Александр Данченко, генеральный директор компании «Датагруп».
Какие яркие моменты в истории компании, скоординировавшие дальнейший ее курс, вы могли бы вспомнить?
Пожалуй, самым интересным можно считать формирование компании. Десять лет назад была создана компания «Датаком», которая предоставляла услуги связи по наземным линиям. Девять лет назад появилась компания «Датасат» — спутниковый оператор. Обе компании практически одновременно входили на насыщенный рынок телекоммуникаций и, кроме того, обе состояли в структуре ICS Александра Кардакова. Неудивительно, что между ними возникла серьезная внутренняя конкуренция. Решение менеджмента и акционеров в 2004 году объединить эти компании в одну структуру я считаю очень мудрым и единственно правильным. Заниматься этим объединением Александр Кардаков поручил мне, за что я ему очень благодарен, поскольку получил очень ценный опыт. Должен сказать, что внутреннее слияние в разы сложнее внешнего. Есть с чем сравнивать — за то время, пока я возглавляю «Датагруп», мне пришлось провести около пятнадцати сделок M&A. Синергетический эффект от объединения «Датаком» и «Датасат» не заставил себя долго ждать — за год оборот объединенных компаний увеличился вдвое. Спустя некоторое время в «Датагруп» вошел телефонный оператор «Крокус телеком».
В кризис компания вошла с большими долгами?
У всего телекоммуникационного рынка есть кредитные долги, большие они или нет — каждая компания определяет по своим меркам. Вопрос в другом — в умении правильно управлять этими долгами, что нам успешно удается. Кроме того, основная проблема украинского телекома не в наличии долгов, а в девальвации гривни более чем на 60%. Если бы мы сегодня работали с курсом доллара 5,0, мы бы уже отдали большую часть всех наших кредитов, как и планировалось. А так, кредиты в долларах, выручка осталась в гривне.
2009 год вы закончили с прибылью или с убытком?
Мы и 2008 год закончили с прибылью, просто тогда ее съела курсовая разница. В 2009 году чистая прибыль компании составила 7,6 млн. грн. Мы надеемся, что в текущем году этот показатель увеличится хотя бы минимум на 10%. В прошлом году, несмотря на то, что у нас были отключения на $10 млн., доход от реализации вырос на 8% в гривне по сравнению с 2008 годом. В 2011-м планируем возоб новить привлечение банковских кредитов, сейчас работаем с УкрСиббанком BNP Paribas и ING.
Какие направления бизнеса «Датагруп» вы бы отнесли к наиболее прибыльным?
На первом месте wholesales и передача данных. За ним следует розничный рынок. В кризис телефония упала очень сильно — на 30%, зато вырос розничный интернет.
Сколько составляет рентабельность рынка услуг связи?
Непосредственно показатель рентабельности я не назову. Но могу сказать, что на телекоммуникационном рынке он гораздо выше, чем в сфере продаж и т.д. А вот EBITDA у «Датагруп» находится на уровне 38%. Для оператора фиксированной связи это очень хороший показатель.
Об организации собственного оператора мобильной связи не задумывались?
Одно дело задумываться, другое — реализовывать. В Украине я не вижу смысла для реализации таких идей. Во-первых, для этого нужна стартовая инвестиция на уровне $500 млн. Во-вторых, украинский рынок мобильной связи на сегодняшний день настолько насыщен, что туда не имеет смысла инвестировать ни в каком виде.
Какие планы компании на ближайшее будущее?
Во-первых, мы хотели бы привлечь инвестиции для более динамичного роста. При этом замечу, что речь о продаже не идет. Во-вторых, через три-пять лет мы хотели бы стать вторым оператором фиксированной связи.
Как вы относитесь к IPO?
Очень осторожно и аккуратно. Те украинские и российские компании, которые успели сыграть в спекуляцию на IPO, спекулятивно выиграли, все остальные — проиграли. Пока что мы этот вариант не рассматриваем.
Александру Данченко 35 лет. Работал в компаниях «УкрТракс», «СиТиСи». В 2001 г. возглавил компанию «Датасат». В 2004 году обїединил «Датаком» и «Датасат» под брендом «Датагруп»
proit.com.ua
Правильные связи: 2 комментария