И тут на помощь приходят компьютеры. Программное обеспечение уже играет важную роль в мире права, особенно для крупных дел (например, слияний больших корпораций): алгоритмы помогают юристам быстро «прошерстить» тонны документов.
Но искусственный разум способен на нечто большее, чем производить «раскопки» в документах: автоматизированные системы будут рассматривать аргументы тяжущихся сторон.
В прошлом году Том Гордон (Tom Gordon) из Фраунгоферовского института в Мюнхене, вместе с немецкой фирмой Init начал разрабатывать программу Elterngeld («родительские деньги» по немецки). Она призвана принимать автоматические решения по запросам на получение пособия на ребенка, поданным в Федеральное агентство труда (ФРГ). «Живые» юристы, возможно, будут проводить скрытый аудит принятых машиной решений, рассказывает Гордон.
Сейчас разработчики ведут переговоры с ФАТ о том, как лучше запустить систему. О том, чтобы она заменила живых сотрудников, речь пока не идет. Частично это связано с тем, что текст каждого закона нужно будет перевести в структурированный и понятный машине формат – это очень трудоемкий процесс, который пока приходится делать вручную. Гордон надеется, что новые законы будут писать, имея в виду компьютерных юристов: каждый из них будет выстроен как структурированная база данных, содержащая все юридические понятия, и информацию о том, как эти понятия соотносятся друг с другом. Тогда искусственный интеллект сможет применять закон в бОльших масштабах, чем сейчас.
Веб-версию Carneades Гордон представит на Международной конференции по проблемам взаимодействия закона и искусственного интеллекта, которая пройдет в Риме в июне этого года.
Анна Ронкайнен (Anna Ronkainen), один из основателей юридической компании Onomatics (Хельсинки), воспользовалась аналогичным подходом для создания программы TrademarkNow. Программа измеряет, насколько новые торговые марки близки к уже существующим (чтобы их создатели избежали судебных споров о правах). TrademarkNow «копается» в базах данных реестров товарных знаков США и стран Европы.
Всё это – достаточно простые юридические проблемы. Интеллектуальное ПО еще не развилось до такой степени, чтобы работать с запутанным языком и зачастую противоречивой логикой, которая свойственна нашим правовым системам. Но «искусственный юридический разум» будет интенсивно развиваться – прежде всего потому, что очень сильно экономит средства. «Начинается мощнейший процесс. Корпорации больше не хотят оплачивать огромные счета юристов», – утверждает Ронкайнен.
