Устройства
Невозможно отрицать, что сейчас происходит революция в мире пользовательских терминалов: если ранее приходящему сотруднику выдавали корпоративный компьютер, то теперь всё чаще и чаще можно заметить пользователей с личными ноутбуками, телефонами и планшетами, включёнными в корпоративную сеть.
А теперь делаем небольшой ретроспективный шаг назад, лет на 10. Кто предполагал, что компании будут раздавать мобильные телефоны и оплачивать их? «Это очень дорого! Только как бонус топ менеджерам!» Сделаем шаг вперёд и увидим, как компании обязывают сотрудников носить телефон с корпоративной симкой, чтобы всегда иметь возможность его достать. При этом, симка зачастую подключена на корпоративный тариф с безлимитным общением внутри компании (такие тарифы доступны у всех крупных ОПСоСов при подключении от 100 симок).
Заметьте, уже сейчас голосовая инфраструктура, фактически, выносится на аутсорс ОПСоСам, а VoIP остаётся для организации абонентских центров и видеосвязи. Мне кажется, что это прекрасно иллюстрирует вектор развития беспроводных технологий.
Но я хочу поговорить не о замене корпоративных девайсов в компаниях на личные, а о переносимости пользовательских данных. Уже сейчас при замене одного iPad на другой не требуется долгая и дорогостоящая в плане вложения интеллектуальных сил процедура переноса программ и данных.
Способствует этому так же и бурное развитие SaaS и беспроводных технологий. Значительная часть информации хранятся в облаках, исключения составляют лишь «тяжёлые данные» типа видео и музыки. Все установленные программы, все письма, все рабочие документы автоматически появляются на новом девайсе после синхронизации, достаточно только указать ID и пароль от эккаунта.
Та же картина и с android устройствами, изначально спроектированными (в отличие от «тяжёлых» десктопных операционок) для хранения информации в облаках.
Что это означает для пользователя? Устройство становится абсолютно взаимозаменяемым: совершенно неважно, каким планшетом ты пользовался вчера, тебе достаточно взять новое устройство, ввести данные от своего эккаунта и можешь продолжать с того же места!
Такой подход нивелирует различие между вариантами девайсов. Принципиальным становится лишь платформа и её версия. Кастомизация устройства «под себя» производится не путём наклеивания «собачек», гравировки задника или инкрустации золотом, а натягиванием новых обоев и перестановкой иконок на домашней панели пользователя.
Унификация устройств так же порождает новый подход к их обслуживанию: если у тебя сломался телефон или планшет, то легче просто выдать сотруднику новый и привязать его к пользовательскому эккаунту.
Важное следствие этого: унификация устройств нивелирует отличие «домашних» девайсов от «рабочих».
Но не нужно думать, что мы наблюдаем возврат к парадигме «тонких клиентов». Девайсы будущего отходя от идеологии «stand alone» не становятся тонкими, девайсы будущего становятся полужирными. Значительная часть обработки информации как происходила так и будет происходить внутри цифрового комбайна.
SaaS и облачные технолгии
Тут очень важно понять, что SaaS не ограничивается вычислительными сервисами гугла, эппла и амазона. SaaS – это ещё и любые технологии облачного хранения и обработки данных.
Все крупные вендоры, включая Oracle, Microsoft и SAP активно ищут возможности затаскивать пользователей в облака. Для мелких компаний — в свои вендорские облака, для крупных – предлагают делать частные клауды, после чего развёртывать на них свои SaaS.
Обращу внимание, что вне зависимости от того, кто владеет облаком, итог один — пользователь будет работать с SaaS. Его туда, фактически, загоняют.
Уже сейчас можно обнаружить, что офисные системы мелких и средних предприятий работают в облаках: вместо почты — Gmail, приземлённый на домен, вместо десктопного MS Office — Google Docs или MS Office 360. В дальнейшем эта тенденция будет только развиваться: шэринг файлов в облаках позволяет существенно съэкономить на админах.
Периодически я слышу возражения: «SaaS не решает бухгалтерских вопросов, таких как 1С.»
Уже решает. Посмотрите Эльбу от СКБ Контур, 1С тоже пишет свою систему. При этом обеспечивается как конфиденциальность данных (данные шифруются в том числе и от владельцев облака), так и возможности поддержки любых бухгалтерских конфигураций (для серых схем).
С другой стороны так же происходит и революция в среде развлечений: онлайновые системы прослушивания видео и аудио отменяют необходимость складирования у себя на винте музыки и фильмов. Та же торрент технология обеспечивает стриминговое прослушивание музыки и просмотр видео.
В неменьшей степени технологию развлечений меняют и социальные сети, и онлайн игры. Хардкорные игры прошлого уступают коллективной игровой деятельности того же MineCraft.
Все эти развлечения доступны с любого пользовательского терминала, неважно рабочий он или домашний. Вполне достаточно, чтобы он был подключён к сети и синхронизирован с личным эккаунтом сотрудника. С учётом унификации программно-аппаратных платформ это ещё больше стирает грань между девайсом рабочим, выданным компанией и личным, купленным за свои собственные деньги.
Но не нужно думать, что всё так плохо. Так-как защита корпоративных данных всё ещё представляет интерес для компаний, вполне можно прогнозировать появление устройств «с двумя симками» — устройств с аппаратным разделением доступ к частной корпоративной сети, организуемой средствами предприятия или ОПСоСа, и к глобальному Интренету, использующемуся в личных целях сотрудника.
Связь
Проводные технологии постепенно вытесняются операторскими решениями и могут быть окончательно вытеснены в сегмент компаний, который могут себе их позволить содержать (а содержать их отнюдь небесплатно). Вместо проводов в офисе развёртывается беспроводная сеть, чаще всего на WiFi.
Всё бы хорошо, но все беспроводные сети страдают общей родовой проблемой, и имя этой проблемы — электронный смог. Спектр частот достаточно узкий и при большой плотности устройств они начинают интерферировать и добавлять шума в каналы. Ёмкость каналов, соответственно, падает. Для полной замены «проводов» требуется разработать протокол-наследника вай-фая, хорошо работающего с переотражёнными сигналами и умеющего минимизировать возможность возникновения естественной радиоволновой интерференции. Уже сейчас, в стандарте IEEE 802.11n видна работа именно в этом направлении.
Ещё одна проблема WiFi — это то, что он развивался как «последний метр» от проводного провайдера до абонентского устройства. То есть, по большому счёту, это технология для админов, а не для пользователей. Поясню в чём разница: устройство, раздающее вайфай всегда надо настраивать. В сотовый же телефон всего лишь необходимо воткнуть симку и он уже будет обеспечивать тебя интернетом.
Развитие операторских технологий для «последней мили» может положить конец доминированию вайфая в корпоративных и домашних сетях: достаточно SIM-карты или каким-либо иным прошитым уникальным ID, чтобы можно было заключить контракт с ОПСоСом на предоставление услуг сети именно этому устройству.
Конечно, сейчас для нормальной работы часто необходим доступ не только к интернету, но и к частной сети предприятия (интранету). Сейчас эту задачу выполняет VPN, в дальнейшем роль интернета всё больше и больше будет ложиться на SaaS.
Конфеденциальность данных и privacy
Вышеописанные устройства доступа изначально спроектированны так, чтобы обеспечить доступ к SaaS, а одним из самых интересных видов SaaS являются соцсети. Да-да, именно соцсети, такие как фэйсбук, твиттер, вконтакте и иже с ними. Так что поговорим о конфеденциальности данных, как компании, так и личной информации сотрудников.
Конфеденциальность — это всегда некий компромисс между общественной жизнью и личными опасениями быть открытым всему миру. Но тут есть одно «но». Если общество психологически готово к рассекречиванию какой-либо информации относительно вас, то ничего не удержит от разглашения этой информации. Даже если вы категорически против этого.
Подтверждением данного тезиса является феномен папарацци: людям крайне интересна жизнь знаменитостей, по этому если ты — известная личность, то лучше добровольно рассказывать о себе, чем обнаружить в топе твиттера свои голые фото.
Как меняется работа с личными данными? К чему уже готово общество и к чему оно будет готово? Есть некие технологии, коренным образом меняющие коммуникационную инфраструктуру общества. К примеру, мобильный телефон. Сколько фильмов было снято с сюжетной фабулой «а вот он стоит, ждёт свидания, а она не идёт, и никак не связаться, не узнать»? Ныне же люди абсолютно не стесняются в маршрутках громко и во всеуслышание обсуждать по телефону кусочки личной жизни, как своей, так и чужой.
Соцсети являются следующей убер-технолией, меняющей социальную жизнь неслабее, чем сотовая связь. Уже сейчас совершенно неважно, есть ли ты сам в соцсети, или там общаются ежедневно окружающие тебя люди: ты и так в ней присутствуешь, пускай и виртуально.
Те с кем общаешься каждый день по работе и вне работы знают о тебе больше информации, чем тебе захотелось бы открыть по своей воле. Вполне достаточно, чтобы в сети присутствовали две третьих знакомых, чтобы получить твой виртуальный портрет, даже если ты лично в этой соцсети и не присутствуешь. При достаточном уровне проникновения соцмашина засасывает окружающих в свои шестерёнки, мало того, она становясь столь же инфраструктурно необходима, как и сотовый телефон.
Соцсети становятся необходимым механизмом для работы предприятия: начиная с маркетинга и привлечения клиентов, заканчивая обменом сообщениями между сотрудниками компании.
Несомненно, IT директору очень хочется запретить доступ к неконтролируемым каналам распространения информации, чтобы предупредить угрозы утечки данных, но бороться с этим явлением едва ли не сложнее, чем с личными сотовыми телефонами сотрудников.
Что ж, если с процессом не получается бороться, то надо возглавить этот процесс, не так ли?
Константин Андрюнин http://i-business.ru/