«Широка страна моя родная …», поётся в песне, с детства сидящей в укромном уголке подсознания. Да, в масштабах нашего государства чем дальше, тем труднее реализовать внедрение информационных технологий. Если конечно помнить: за МКАДом есть жизнь. Сегодня словосочетание «Электронная Россия» ассоциируется больше с недобросовестностью подрядчиков, нежели с «кардинальным ускорением процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления».

Почитаешь прессу и создаётся впечатление, что со времен Карамзина ничего не изменилось: «дела» по-прежнему исчерпываются кратким и ёмким ответом писателя.

Однако у каждой медали ведь две стороны, так? Можно попробовать не напяливать привычные негативные шоры и оглянуться: возможно не столь угрюма ситуация с внедрением ИТ, ИТ-образованием и не стоит её рисовать лишь черным цветом.

Конечно мало обучать ИТ-специалистов. Их задача состоит в поддержании функционирования ИТ-систем, которые продолжают развиваться. Нужно обучение пользователей. В коммерческих сруктурах с этим всё понятно: как только обновляется ПО – сотрудники тут же стройными рядами отправляются учиться его использовать, иначе это отразится на операционной деятельности компании. В масштабах государства такой прозрачности мы ожидать не привыкли. Более того, мы не замечаем, когда что-то меняется к лучшему.

Взять хотя бы Академию АйТи, которая вчера провела отчетную итоговую пресс-конференцию на тему «Крупномасштабные проекты в сфере ИТ-обучения», традиционно подведя на ней итоги прошедшего 2010-2011 учебного года.

Игорь Морозов, ректор академии и Лика Трейвиш, руководитель службы маркетинга, рассказывали о наиболее крупных образовательных проектах последнего года, которые реализовала и продолжает реализовывать компания в непростых современных условиях. Было много цифр, пресс-релиз, презентации. Но гораздо интереснее и важнее, по моему мнению, то, что говорится во время дискуссии, нежели то, что презентуется.

Игорь Морозов. Ректор Академии АйТи

Конечно, кризис ударил в первую очередь по небольшим учебным центрам. В результате чего на рынке ИТ-обучения произошло укрупнение. Заказчики обратились в сторону организаций с опытом сложных проектов и широкой сетью филиалов, имеющих возможность привлечь к сотрудничеству столичные и региональные ВУЗы.

Хотя доля заказов госсектора компании составляет 60%, её деятельность не ограничивается выполнением единичных проектов.

Компании коммерческого сектора теперь хотят не просто обучить своих сотрудников, но и иметь возможность оценить эффективность обучения. Поэтому после обучения сотрудники проходят тестирование и анкетирование.

Сама академия пересмотрела подход в области бизнес-обучения. Раньше программа MBA строилась по западному стандарту, длилась 2 года. Теперь, на фоне кризиса доверия отечественным бизнес-школам, она формируется по принципу «ничего лишнего» под запросы клиентов с привлечением практиков бизнеса.

Лика Трейвиш. Руководитель службы Маркетнига Академии АйТи

Соотношение очное-дистанционное обучение сместилось в сторону второго по количеству людей. К примеру, в рамках проекта «Поддержка судебной реформы», компания ведёт повышение квалификации работников судов по программным продуктам Microsoft и Oracle. На данный момент очно обучено более 700 работников судов в 15 городах России, а дистанционное обучение ведётся во всех субъектах РФ.

Компания уделяет большое внимание укреплению своих позиций на рынке авторизованного обучения. За ней получение статуса Microsoft Partner Gold Learning, Oracle Platinum Partner, партнерство с Cisco, IBM, PMI и активно развивает направление «Информационная безопасность».

Она даже стала одной из немногих, проводящих набор на программу профессиональной переподготовки по специальности CSO (Chief Security Officer). Для неё пока что нет профессиональных стандартов, но на данный момент уже есть на что ориентироваться. Существует профстандарт «специалист информационной безопасности». Для его внедрения, как и для внедрения других девяти, много усилий предложила АПКИТ.

В 2011 году запущен проект «Развитие электронных образовательных ресурсов нового поколения», в ходе которого запланировано обучение и методическая поддержка учителей в области использования электронных образовательных ресурсов.

Здесь ремарка: вот вам и масштабное внедрение «Облаков». Хотя это всего лишь термин, описывающий обыденные вещи, существовавшие до его появления. Собственно электронное обучение, или e-learning давно относится к тому, что сейчас мы называем «облачными вычислениями».

Технологические требования в этом случае сводятся к минимуму: компьютер с доступом в интернет, так что масштаб страны и удалённость региона в этом случае не имеют значения, кроме случаев отсутствия связи.

Например, проект «Обучение компьютерной грамотности» работников бюджетной сферы Ханты-мансийского автономного округа – Югры требует провести курсы в муниципальных поселениях, посёлках, небольших городах, многие из которых доступны только посредством водной навигации. А она закрывается 1 ноября. Значит нужно успеть доставить преподавателя с учебными материалами на место и провести обучение.

Программа «Развитие электронных образовательных ресурсов нового поколения» действительно направлена на нечто практическое и социально значимое. Правда хочется верить, что она способна поменять условия и качество обучения людей с ограниченными возможностями и инвалидов и предоставить равные возможности студентам всех ВУЗов.

 

Это будет реально только тогда, когда у нас дистанционное обучение будет признано эквивалентным очному по качеству и с таким образованием можно будет получить работу.

Мне кажется, всё зависит от того, станет ли госсектор формировать свои заказы не для галочки, а ориентируясь на актуальные нужды ВУЗов, школ и — в первую очередь учеников и студентов. Только в таком случае ИТ-образование сможет повлиять на наше общество.

Виктор Пананидис http://ibusiness.ru/

Comments

Leave a reply