Через пару дней развитию сотовой связи в России будет двадцать лет. На самом деле, локальный это юбилей. И хэштег #MobSvyaz20 в твиттере если и попадет в топ, то исключительно на пару дней: у каждой страны свои успехи в этой отрасли. И свои старты. Это, наверное, забавно, но историю мобильной радиосвязи связи двигали вперед потребности корпоративных заказчиков и отдельных бизнесменов. Ну еще и армия. Именно для того, чтобы постоянно быть в курсе самой последней информации, они стимулировали телефонные компании производить все более и более совершенные средства связи. Вспомним, как появилась беспроводная связь, коммерческая эксплуатация которой началась в 1901 г. Тогда английской компании «Макони» удалось передать сигналы со станции Польдю в Англии на станцию Сент-Джонс в Ньюфаундленде (США). Необходимо это было для того, чтобы повысить скорость передачи бизнес-информации, дотоле проходившей только по кабелю, чей ресурс был серьезно ограничен (а укладывать новый было банально дорого). А именно — биржевых сводок, котировок акций, курсов валют и, конечно, прогнозов погоды, жизненно важных для обеспечения бесперебойного судоходства.
К 1915 г. беспроводная связь уже была установлена на торговых и военных судах, частных яхтах — всего к прообразу сотовой связи было подключено более 400 портов по всему миру и тысячи морских судов. Они обменивались данными о проводке транспортных караванов, о стоимости продовольственных и промышленных товаров, получали новости. И, конечно, координировали свои военные операции.
Понятное дело, что за всё это надо было платить. К примеру, стоимость переговоров между Лондоном и Нью-Йорком составляла 7,5 пенсов за пять минут — достаточно большие по тем временам деньги. Однако спрос на передачу информации по радиосвязи рос постоянно — например, в Канаде и Бразилии существовали газеты, получавшие новости о ситуации в мире целиком и полностью за счет беспроводной связи «Макони» от агентства «Рейтер». С помощью новых каналов связи стали передавать и бизнес-корреспонденцию для частных заказчиков, правда, клиентам приходилось платить за каждое отправленное слово – как и потом в телеграммах. Но они не скупились — подчас даже несколько строчек текста о намерениях конкурентов или условиях контракта были на вес золота.
История собственно подвижной радиосвязи, когда радиотелефоны использовали базовые станции для обмена информацией, начинается в 1946 г. Тогда компания AT&T Bell Laboratories создала радиотелефоны, устанавливаемые в автомобилях. Конечно, вся аппаратура вначале была громоздкой и тяжелой — переключение абонента между каналами связи в поисках свободной частоты осуществлялось вручную, а радиопередатчик позволял пассажирам или водителю лишь связаться с АТС и совершить звонок чуть ли не через оператора. Всего эта «первобытная» система связи поддерживала около трех десятков пользователей — ее основными клиентами стали бизнесмены, совершающие деловые поездки из Нью-Йорка в Бостон. Такие телефоны предпочитали не покупать (их стоимость составляла десятки тысяч долларов, а весили они под 30 кг), а брать в аренду с установкой в автомобиль. Единственным отрадным моментом было то, что повременных тарифов не существовало — разговаривать разрешалось неограниченное количество времени. Правда, машину после такого «тюнинга» приходилось ставить только на охраняемый паркинг или нанимать специального водителя-сторожа.
Для «корпоративных пользователей» использовалась мобильная радиосвязи и в СССР — здесь она появилась в конце 1950-х, когда стильные и современные по тем временам аппараты «Алтай» стали устанавливать в правительственных «Чайках», «Волгах», а их гражданские аналоги с усеченным функционалом — в такси, машинах скорой помощи и т. д. Частных абонентов, само собой, не подключали.
Основным тормозом развития мобильной связи в США была Федеральная комиссия по коммуникациям (Federal Communications Commissions (FСС), которой потребовался 21 год, чтобы официально разрешить широкомасштабное использование сотовых телефонов гражданскими лицами. Производителям новых устройств пришлось долго и настойчиво убеждать бюрократов в том, что эта услуга будет пользоваться массовым спросом. Лавры «первооткрывателя» достались фирме Motorola — она затратила 15 лет и 100 млн. долл. на создание первой мобильной сети. Весной 1973-го сотрудники компании установили первую базовую станцию на вершине 50-этажного здания в Нью-Йорке. Эта станция могла одновременно поддерживать 30 пользователей, а коммутатор обеспечивал «связк» с городской телефонной сетью, т. е. позвонить можно было не только мобильному абоненту, но и фиксированному. Но только в пределах города – никакой «междугородки», правда связь была в кредит.
Мартин Купер, который долгие годы руководил этим проектом, лично сделал первый в мире звонок с мобильного телефона прямо с улицы. Очевидцы, как говорят, стояли разинув рты — терминал был новинкой и выглядел совершенно фантастически: при длине корпуса в 25 см он весил почти килограмм и стоил огромных денег. Причем позвонил Купер главе исследовательского отдела фирмы-конкурента — Bell Laboratories — Джоэлю Энгелю, который работал в сходном направлении, но не успел первым запустить мобильную сеть. Пообщались они, несмотря на веселую выходку Купера, вполне вежливо — Энгель поздравил компанию Motorola с триумфом.
С 1974 г. FCC начала весьма неторопливо выделять частоты для желающих создать коммерческие сети, а через полгода после Motorola компания Bell представила свою версию мобильного телефона. Всего услугами Motorola в 1978 г. пользовалось около 600 абонентов и почти 4 тыс. стояли в очереди – терминалы-то производили быстро, но вот емкости для новых абонентов банально не хватало постоянно не хватало. В 90% случаев это были корпоративные клиенты — крупные банки, страховые компании, нефтяные и машиностроительные гиганты. Но только через восемь лет, в 1982 г., FCC официально одобрила технологию сотовой связи — чтобы «пробить» это решение, основателю Motorola Полу Галвину пришлось лично демонстрировать терминал тогдашнему президенту США Рональду Рейгану, дабы убедить его в необходимости развития подобных систем связи.
Мобильный терминал Motorola Dyna-TAC 8000x, представлявший пятое поколение Dyna-TAC (разрабатывался с начала 1970-х), стал первым сотовым телефоном компании, попавшим на прилавок. Модель стоила около 10 тыс. долл., но через год цена упала более чем в два раза — до 4 тыс. долл., а в 1991-м компания предлагала сотовые «всего» за 1 тыс. долл., примерно столько же стоили тогда компьютеры.
Зарождение мобильной связи в Европе относят к началу 1980-х — именно тогда Швеция, Финляндия, Исландия, Дания и Норвегия договорились о том, что единым стандартом для развития подобных систем станет NMT-450 (Nordic Mobile Telephone), который предназначался для работы в диапазоне 450 МГц. Но впервые его стали использовать в 1981 г. в Саудовской Аравии (контракт на монтаж сети выиграла скандинавская Ericsson) и лишь месяцем позже — в Европе. Различные варианты NMT-450 были взяты на вооружение в Австрии, Швейцарии, Голландии, Бельгии, странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
В остальных странах в то время творился «мобильный беспредел» — каждый монтировал системы по принципу «кто во что горазд». Здесь были протоколы AMPS (Advanced Mobile Phone Service), TACS (Total Access Communications System), Radiocom-2000 и т. д. Правда, многочисленной армии пользователей они не собрали. Но все эти стандарты связи являлись аналоговыми (сети 1G) — они осуществляли передачу информации с помощью частотной или фазовой модуляции, наподобие того, как работают обычные радиоретрансляторы. Впереди всех в 1992 г. оказалась Германия, развернувшая первую систему сотовой связи GSM — это был именно тот самый стандарт, который нам известен в настоящее время (сети 2G). В 1993 г. в США стал применяться CDMA (или IS-95) в диапазоне частот 800 МГц.
Первая в России сотовая сеть появилась в 1991 г., когда свою работу в аналоговом стандарте NMT-450i начала компания «Дельта Телеком». В то время пользоваться услугами сотовой связи могли себе позволить только состоятельные люди и товарищи в малиновых пиджаках с «голдами» на шее — до сих пор многие из них с ностальгией вспоминают то время, когда телефон стоил 2 тыс. долл. (это была Mobira — MD 59 NB2 производства Nokia, она весила 3 кг!), а минута эфирного времени обходилась в «одну у. е.» Первым воспользовался новой услугой бывший тогда мэром Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, причем позвонил он по сотовому не в Москву (что было бы логично), а мэру Сиэтла: так он решил продемонстрировать свою «независимость». Но факт остается фактом — международный старт отрасли мобильной связи состоялся.
За 20 лет в нашей стране успели поработать фирмы, использовавшие все стандарты сотовой связи и различные модели бизнеса. Компании «первой волны», к примеру «Дельта Телеком», «Московская Сотовая связь», «Сонет», «Корбина», были нишевыми и ориентировались только на бизнес-абонентов, предлагая им большое количество безлимитных тарифов за вполне солидные деньги, средний размер модельной линейки терминалов и значительную стоимость «входного билета» (по некоторым тарифам — тысячи долларов). Но люди, которым важно было всегда быть на связи, платили. Доминирующим среди продуктов, которые продавали эти сети, был голосовой трафик — об SMS, о дополнительных информационно-развлекательных сервисах задумывались мало (сначала их и не было вовсе), а для скоростной передачи данных не было ни скоростных протоколов, ни желания покупать соответствующее оборудование.
Интересна история миграции компаний между стандартами сотовой связи. «ВымпелКом», созданный в сентябре 1992 г. Дмитрием Зиминым, инженером-оборонщиком и доктором технических наук, и являющийся сейчас одним из трех крупнейших операторов сотовой связи в России, сначала предоставлял услуги в стандарте AMPS, основанном на аналоговой передаче сигнала. Но уже через год после старта (он состоялся в январе 1993 г.) компания инвестировала средства в модернизацию оборудования под более совершенный — цифровой — стандарт DAMPS. Эта сеть была впоследствии продана оператору «Корбина-Телеком», а сам «ВымпелКом» еще через пару лет полностью перешел на стандарт GSM, поскольку именно он представлялся самым перспективным.
Однако на этом поле оказалось сразу несколько игроков, и конкуренция мгновенно ужесточилась. Одну из первых GSM-сетей запустили в конце июня 1995 г. в компании «Нижегородская Сотовая связь». Тогда в ней было всего 20 сотрудников, один коммутатор и шесть базовых станций. В столице с 1994 г. развивалась компания МТС, предложившая абонентам стандарт GSM-900, совместимый с европейским и позволявший общаться в России и за рубежом по одному и тому же телефонному номеру. Помнится, в свое время МТС даже получила негласный «эксклюзив» на столицу: чиновники обещали, что более никого в GSM сюда не пустят. В Санкт-Петербурге, тоже с 1994-го, работала компания «Северо-Западный GSM», которая до начала 2000-х была практически монополистом по предоставлению услуг сотовой связи в северной столице. Кстати, именно «Северо-Западный GSM» стал впоследствии основой и самым мощным филиалом холдинга «МегаФон» – когда новый бренд вводили в наружную рекламу, горожане долго удивлялись «неужели есть еще операторы в стандарты GSM? Мы думали, что GSM — это название нашего оператора!».
Августовский кризис 1998 г., безусловно, ударил по экономике сотовых компаний — операторы столкнулись с оттоком клиентов. Иностранные бизнесмены, наиболее значимые абоненты, уезжали на родину, а отечественные компании резко снижали потребление услуг связи (многие из них просто разорялись). Однако, как говорится, нет худа без добра — дабы спасти положение, все без исключения сотовые операторы начали реализацию проектов для массового рынка. Первопроходцем стал «ВымпелКом» — к осени 1999 г. этот оператор предложил пакет услуг «Би+», рассчитанный на абонентов с невысокими доходами. Именно с появлением «телефонов в коробках» начинается бурный рост абонентов мобильной связи в нашей стране — такой терминал можно было купить за 49 долл., включая налоги, при этом в качестве бонуса каждый клиент получал карту предоплаты на 10 долл. Они, конечно, быстро тратились, но процесс пошел.
Только в 1998—1999 гг. в GSM-сетях начали запускать столь привычный сегодня автоматический роуминг внутри страны. До этого абонентам, разъезжающим по стране, в каждом городе приходилось получать новую SIM-карту с новым номером. Тогда же появились карточки экспресс-оплаты, без которых многие абоненты сейчас уже не представляют себе мобильной связи. Но никаких терминалов самообслуживания не было – пополнить счет мобильника было сложно. На этом же рубеже во многих сетях начали внедрять посекундную оплату разговоров, которая позволила абонентам экономить около 20% от суммы своего ежемесячного платежа, — большинство звонков по продолжительности не превышали одну минуту.
К началу 2000 г. МТС и «ВымпелКом» внедрили в своих сетях WAP-сервис, с помощью которого пользователи через сотовый телефон могли загружать текстовые данные со специальных WAP-сайтов, размещенных в Интернете. Информация была аналогична Wев-сайтам, но адаптирована для небольших экранов сотовых телефонов. Правда, спрос на такие сервисы был невелик — даже порталы с бизнес-информацией, в частности «БиОнЛайн-Портал», не приносили ощутимых доходов, потребителей пока в основном интересовал только голосовой трафик. Немудрено – WAP стоил раз в 10 больше чем GPRS и продолжалось это до 2011 года.
Рост индекса инноваций (доходы от передачи коротких сообщений, данных, отчисления от контент-провайдеров) операторы впервые почувствовали в начале 2000-х, когда запустили целенаправленную программу стимулирования SMS-общения для своих абонентов: в течение многих месяцев все исходящие короткие текстовые сообщения не тарифицировались. И пользователи… подсели. Помню, наиболее распространенным и популяным были SMS-миры у «ВымпелКом» по номеру 684.
Первая пятилетка нового века ознаменовалась двумя основными тенденциями. Во-первых, GSM-компании начали развиваться по всей территории страны, приобретая региональные фирмы и активно привлекая массового абонента. МТС и «ВымпелКом», выйдя на нью-йоркскую биржу в начале 2000-х, имели возможность активно привлекать заемные средства для широкой региональной экспансии, чем и воспользовались. Параллельно, в августе 2001-го, стартовал проект мобильной связи «МегаФон», созданный на базе нескольких крупных региональных операторов сотовой связи, — при помощи административного ресурса компания вышла в столицу, быстро набрала вес в регионах и стала третьим оператором в «Большой тройке». Компания активно «выедала печень» у «ВымпелКом» и МТС за счет ценового демпинга, новых тарифов и дешевого внутрисетевого общения. Крупным конкурентам пришлось снижать тарифы. То есть в свое время «Мега» сработала как сейчас Tele2 в регионах.
Во-вторых, в связи с активным региональным развитием особый накал приобрела борьба за корпоративных абонентов (частники были тоже важны, но не настолько – связь была дорогой). Именно этот сегмент пользователей стал рассматриваться как приоритетный — у каждого оператора были сформированы специальные отделы, которые привлекали крупных пользователей скидками, дополнительными преференциями по оплате, индивидуальным набором услуг и, что самое главное, сервисами передачи данных по технологии GPRS. Кстати, на этом поле с GSM-конкурентами активно стал соперничать оператор «СкайЛинк», основанный в июле 2003 г. для консолидации региональных операторов NMT-450 и реализации проекта по созданию единой федеральной сети сотовой связи стандарта IMT-MC-450 (технология CDMA2000 1X). С помощью скоростной технологии передачи данных EV-DO (в среднем в 9—10 раз более быстрой, чем GPRS), «СкайЛинк» постепенно «оттягивал» на себя часть корпоративных клиентов, у которых есть реальная потребность в организации и использовании «мобильного офиса без проводов».
Дальше были скандалы с частотами, ввод принципа «платит вызывающая стороны», серьезное снижение доли региональных операторов и их скупка, выдача лицензий на 3G, борьба за LTE, мобильные мошенничества и лохотроны в сотовых сетях, борьба с фродом, многочисленные аварии у «сотовиков» и т.д. и т.п. Но это – уже совсем другая история 🙂
… [Trackback]
[…] There you will find 76045 more Info to that Topic: portaltele.com.ua/news/technology/2011-09-07-12-03-54.html […]
… [Trackback]
[…] Read More on to that Topic: portaltele.com.ua/news/technology/2011-09-07-12-03-54.html […]
… [Trackback]
[…] Find More on on that Topic: portaltele.com.ua/news/technology/2011-09-07-12-03-54.html […]