Компанії

Новым операторам в России не место?

1

Если дать себе труд просканировать новостной поток из ближайших с Россией стран, то, временами, можно отметить, как тот или иной иностранный инвестор рассказывает о своем желании «закинуть денег» в российский телеком-рынок. Но не в смысле купить долю в существующем бизнесе, а сделать все «с нуля». Причем, конечно, все хотят быть, как минимум, лидерами рынка уже пару лет. Однако, придется их разочаровать — кроме денег для этого нужен административный ресурс и свободные частоты, с которыми в нашей стране серьезный напряг. Рассмотрим несколько вариантов появления новых игроков на рынке — все они, конечно, неравнозначны по возможностям. Самый простой, который можно устроить «хоть завтра» — это MVNO, то есть виртуальный оператор. У нас эту категорию операторов «любит» только если регулятор, поскольку их наличие вроде как говорит о развитости телеком-рынка и отсутствии слишком жестоких ограничений на нем. Именно поэтому, сидя по всему, даже просроченные разрешения на MVNO у их владельцев не отнимут — ну кто же кроме этих «эксцентричных бизнесменов» сможет построить такие системы в России? Обычно, к слову, MVNO возникает только если есть конкретный вопрос, которые надо решить с помощью формально сторонней компании. Из недавнего  — альянс «Скартела» и «МегаФон»: здесь MVNO нужен только для формального закрепления той ситуации, которая и так понятна. Из недавнего прошлого можно вспомнить квази-MVNO у «МегаФон» и МТС — тарифы «Просто для общения», а также «А-мобайл». Их готовили или на продажу (первый вариант) или для крупного корпоративного клиента (сеть «Ашан»), поэтому они и состоялись. Еще одно MVNO в виде «Эра-Глонасс» реализуется по принципу «нам сказали надо», — поэтому операторов особенно регулятор не спрашивал хотят они там участвовать или нет: все участвовать будут. Все же сторонние тесты на сетях того же Смартс, которые демонстрировались в недавнем прошлом, никакого смысла не имели: ну не хочет «Большая пятерка» в виде МТС, «МегаФон», «ВымпелКом», Tele2 и «Ростелеком» делится своим трафиком с прямыми конкурентами. Перетопчуться, тем более что никакой добавленной стоимости они не создают — а для «корпоратов» хватит «операторских колхозов».

Единственный вариант «живучего MVNO» состоит в значительных инвестициях в стройку инфраструктуры для тех компаний, которые уже имеют свой частотный ресурс, но, в первую очередь, атакуют крупные города. Вот дать им возможность подойти в небольшие населенные пункты и подключать там для них клиентов: это было бы интересно. Кроме того, есть и «придворные» MVNO, когда операторам связи просто «настоятельно рекомендуют» допустить того или иного «виртуала» в свои сети на определенных условиях обслуживания. Но это — отдельный разговор. Западным инвесторам, которые, в своем большинстве, основываются на рекомендациях «аналитиков», которые давно не были в России, такой подход не потянуть — административного влияния не хватит, даже если с деньгами проблем нет.

Еще один вариант выхода на рынок — альянс с существующим игроком рынка. Но это — только в теории. На практике я, временами, слышу про перепродажу тех или иных долей крупных операторов связи, но их покупателями оказываются мощные ФПГ, для которых телеком если не единственное, то одно из основных направлений бизнеса и «чужих» они здесь не потерпят в принципе (вспомним, например, недавние разборки за пакет Vimpelcom). Поэтому даже имея на руках сотни миллионов долларов, возникает вопрос — кто согласиться продавать долю в своей компании? Нет, купить «мелочь» в виде нескольких операторов локального уровня можно без проблем — свои активы готовы подавать сотни почти разорившихся «телеком-бизнесменом», чем активно пользуются МТС и «ВымпелКом», покупая себе региональные активы в отрасли фиксированного ШПД. Но на сотовом рынке таких практически не осталось — вся та мелочь, которая сейчас еще входит в ассоциации региональных опсосов должна скоро «дать дуба» и их единственная ценность: лицензии. Даже не полумертвая абонентская база. Но даже если такие активы и не стоят много, они потребуют громадные инвестиций для фиксации своего шаткого положения. Кроме того, глобального доминирования на всю страну они своему владельцу не обещают. Максимум несколько соседний друг с другом областей или высокие частоты в крупных городах: если строить на них беспроводку, то сеть будет даже не золотой — платиновой!

Так что альянс с «крупняком» со стороны западных желающих — без шансов. Если и можно будет получить что-то, то исключительно небольшую часть компании да и то — контроль за общим направлением развития опсоса останется за его стратегическим владельцем. А кому это надо — вложить сотни миллионов долларов и получить… не то, что не контрольный, а даже не блокирующий пакет? Дураки, конечно, есть, но самоубийц среди крупных инвесторов вроде бы не числится.

Ну и, наконец, третий вариант — это свой оператор связи. В теории все отлично — надо 10-15 млрд. долл. (можно не своих, а заемных), кучу административного ресурса для получения частот, их расчистки и прикрытия бизнеса. Но на практике это нереализуемо. Свободных частот для GSM может быть наскрести еще можно, купив всю подряд «мелочь», которая еще присутствует на российском рынке. Но дело это исключительно долгое — помнится даже с административным ресурсом владельцев «Скартел» покупать бумажные компании с недооцененным в 2007 г. ресурсом 2,5-2,7 Ггц пришлось около полутора лет. А уж отдать GSM-частоты, которые можно будет, возможно, конвертировать для использования в LTE? Даром никто не согласится. За большие деньги — тоже. Если только за очень большие. Причем, надо будет конкурировать с компаниями «Большой пятерки», которые тоже такие активы без внимания и своего участия не оставят. То есть — тупик. Частоты для LTE вообще надо чистить и все 4 комплекта этого ресурса в верхнем и нижнем диапазонах уже распределены: драка была настолько жестокой, что никаких «пришельцев со стороны» там и близко не было. Их просто разорвут на дальних подступах не дожидаясь дополнительной команды. Те же частоты, которые остались — это 3,5 ГГц и выше. Но они слишком «высокие» для качественного покрытия всей страны. Радиус соты там будет составлять 1-2 сотни метров, что в масштабах Москвы будет напоминать желание покрыть город сотовой связью (причем подвижной!) с помощью хотспотов для Wi-Fi. Если БСок для 3G на столицу надо 2-3 тыс., но это в 2,1 Ггц, то в 3,5 Ггц цифру смело можно умножить на 4. Так что громадные капитальные затраты и, в итоге, выход на рынок, где и так будет присутствовать м5 конкурентов с той же услугой, более низкими тарифами и… уже готовой для новых сервисов абонентской базой.

Попробуем подвести нехитрые итоги. Выход на российский рынок сотовой связи в больших масштабах невозможен даже при наличии инвестиций в десятки миллиардов долларов — не пропустят те компании, которые здесь уже «окопались». Возможна только скупка региональных игроков или перехват бизнеса у тех компаний, которые разочаровались в дальнейшем развитии (из наиболее очевидных компаний на эту роль — Смартс и раньше еще был Tele2, но не сегодня — у них есть шанс на LTE, поэтому продавать в компании ничего не будут): но это долго и нудно, без гарантий успеха. Возможна работа в качестве MVNO, причем желательно под госпроект/госконтракт, что дает возможность выбить средства на стройку (со стороны бюджета) и ресурсы других опсосов (от регулятора). Как минимум, мешать не будут — это уже в наших условиях много. Все остальные варианты работы из серии «мы сейчас придем на российский рынок и займем там значимое место» из области фантастики. Время возможностей закончилось года 3 назад и эта ситуация прежней никогда не станет.

Максим Букин    http://i-business.ru/

Comments

Leave a reply