Офіційні

Минкомсвязи на переправе

1

Чем ближе дата инаугурации нового президента Российской Федерации, тем больше вокруг разговоров о том, какие последствия в связи с этим событием могут постигнуть телекоммуникационную отрасль. Одна из версий — что отраслевому регулятору удастся избежать кадровой перетасовки и продолжить реализацию начатых им проектов. Прогнозы – занятие неблагодарное, особенно когда они основаны на слухах и касаются судьбы первых лиц отрасли связи. Тем не менее в канун вступления в права нового президента страны этим не занимается разве что ленивый. Раньше мне в основном доводилось слышать пророчества о том, какие пертурбации устроит новый лидер страны в стане связного регулятора, в том числе о грядущей тотальной смене его кадрового состава, названия и зоны ответственности, – чувствуется, что у представителей отрасли, что называется, накипело. Но за последний месяц я уже несколько раз столкнулся с противоположной точкой зрения. Ее сторонники предлагают абстрагироваться от эмоций и кулуарных сплетен и взглянуть на деятельность нынешнего Минкомсвязи со стороны — так сказать, с высоты птичьего полета. Очевидно, что в таком ракурсе министерству есть что предъявить новому главе государства.

Ну, во-первых, цифровизация эфирного телерадиовещания. Как следует из последних интервью с министром связи и массовых коммуникаций Игорем Щеголевым, это, по его оценке, одно из ключевых достижений ведомства. Формально, если не вдаваться в нюансы, цифровое телевидение уже запущено в десятках регионов и доступно почти трети населения страны. И чиновников совсем не смущает, что совсем недавно программа цифровизации поменяла курс на DVB-T2 и многое придется начинать сначала, поскольку даже это, при определенной доле оптимизма, можно расценивать как шаг вперед.

Во-вторых, электронное правительство. То, что на портале электронных госуслуг к концу 2011 года (то есть фактически за два года работы) было зарегистрировано немногим более 1 млн пользователей – конечно, неприятно, но это не главное. Зато, согласно исследованию ООН «E-Government Survey 2012: E-Government for the People», Россия по итогам прошлого года поднялась с 59-го на 27-е место в мировом рейтинге уровня развития электронного правительства и лидирует по этому показателю среди стран Восточной Европы и БРИК. И это только начало, а впереди – внедрение государственной электронной почтовой системы, запуск единого портала электронной демократии, объединение системы предоставления госуслуг с возможностями цифрового телевидения и многие другие громкие прожекты, в которых Минкомсвязи отводится ключевая роль идейного вдохновителя и координатора.

Еще один повод для гордости —  участие министерства в добровольно-принудительном снижении роуминговых тарифов «большой сотовой тройки». Не беда, что россиянам по-прежнему приходится звонить по мобильному из-за рубежа с секундомером и калькулятором в руках. Но ведь снизили? Еще как – в разы. Загибаем пальцы далее: отечественного производителя поддержали? Механизм присвоения статуса «оборудования российского происхождения» разработан при участии Минкомсвязи на начальной стадии проекта. Увы, «больному» от этого пока не стало легче, поскольку реальные меры поддержки еще не введены, но вины министерства в том нет. Зато большие зарубежные вендоры один за другим локализуют в России производство — любо-дорого поглядеть. Определенные подвижки происходят и с драгоценным частотным ресурсом, как в части его перераспределения, так и высвобождения. Пусть тоже не без больших оговорок, но происходят.

И, наконец, вершина всех деяний Минкомсвязи за время его существования – организация видеотрансляции честных выборов того самого нового президента, которому предстоит вершить судьбу этого и многих других ведомств. Данный проект уже вошел в анналы как эталон скорости реагирования на приказы правительства – генподрядчик «Ростелеком» накрыл все избирательные участки страны системой видеонаблюдения всего за два месяца. А кто способствовал реорганизации «Ростелекома» и его превращению в столь эффективного универсального оператора связи? Все то же министерство во главе с Игорем Щеголевым.

Итого на счету нынешнего Минкомсвязи множество глобальных проектов и, заметьте, практически каждый из них еще не завершен и имеет грандиозный план мероприятий на будущее. Масштабная кадровая перестановка на уровне министерства может привести к тому, что эти проекты окажутся под угрозой срыва и, несмотря на их заявленную важность, будут свернуты или заморожены. Такое уже случалось на исходе бывшего Мининформсвязи. Например, когда в 2007 году с его подачи Госдума приняла поправки к закону «О связи», вводившие упрощенный (фактически – уведомительный) порядок регистрации сетей связи, а также сопутствующие понятия системного проекта сети связи и его экспертизы. Однако после глобального обновления «реймановского» министерства это благое в общем-то начинание сошло на нет, поскольку не получило должную нормативную поддержку со стороны новых чиновников.

В общем, те, кто пророчат сохранение нынешнего состава Минкомсвязи, убеждены, что у нового президента не найдется веских оснований для отраслевой реформы. Тем более что Владимир Путин в роли премьер-министра в той или иной степени причастен ко многим инициативам этого министерства. И поэтому некая новая сущность, взамен пусть и не идеальной, но, так сказать, проверенной временем команды, ему в ближайшие пару лет ни к чему. Так что, глаголят предсказатели, если изменения и произойдут, то, скорее всего, они будут носить показательный характер и в целом не отразятся ни на составе министерства, ни на его текущих задачах и проектах. Такая вот весьма спорная, но небезосновательная и заслуживающая внимания точка зрения.

Данила Шеповальников   http://comnews.ru/

1 Comment

Leave a reply

error: Вміст захищено!!!