В минувшие выходные вниманием западной деловой прессы завладел отчёт об исследовании, посвящённый пользованию глобальной компьютерной сетью, но освещающий этот вопрос с необычной стороны. Авторы отчёта, специалисты известного на Западе исследовательского центра Pew Research, обнародовали цифру, которую в общем нетрудно принять, но очень сложно объяснить — и она тем более интересна, что с некоторыми поправками имеет отношение и к нам, к России. Речь — о заметной доле общества, которая, игнорируя все достижения информационных технологий, не пользуется сетью Интернет. В Америке, согласно Pew, это каждый пятый. И результат явно не случайный, не одномоментный: процент «отказников» стабилен на протяжении вот уже трёх лет.

То, что Сеть сегодня — наше всё, спорить никто не станет. В Сети мы черпаем каждодневный информационный минимум о происходящем вокруг, Сеть помогает оставаться на связи, Сеть дополняет систему образования и давно стала рабочим инструментом для подавляющего большинства профессий. И тем не менее один из пяти совершеннолетних американцев по-прежнему (данные получены в ходе опроса в августе 2011-го) находит для себя возможным её игнорировать.

Если нарисовать усреднённый образ жителя США, обходящегося без прелестей Интернет, получим человека в годах (преимущественно пенсионного возраста), не имеющего высшего образования, проживающего в семье с совокупным доходом значительно ниже среднего (меньше 2500 долларов на семью в месяц, что ниже прожиточного минимума для крупных городов) и никогда не бывавшего в Сети. Впрочем портрет лишь намекает на мотивы, по которым «отказники» предпочли держаться от Сети подальше. Главная непосредственная причина — отсутствие интереса.

В Соединённых Штатах процент жителей, использующих Интернет, остаётся стабильным на протяжении вот уже трёх лет. Годы безудержного количественного роста позади, теперь начинается рост качественный (фото: The Pew Research Center)

Почти каждый второй респондент, не считающий Интернет обязательной частью своей жизни, полагает, что глобальная сеть ничем не может быть полезна ему лично. Он удовлетворяет свой информационный голод из локальных новостных источников (местное ТВ, радио, газеты — всё это играет особенно важную роль для возрастных групп от 40 лет и старше) и довольствуется традиционными видами коммуникаций, вроде обычного телефона и общения с глазу на глаз. Следующим по значимости препятствием на пути в Сеть является сложность техники и необходимость её изучения. И только после этого идут факторы, связанные с благосостоянием: отсутствие компьютера, дороговизна интернет-доступа.

Таким образом, хоть ощутимая часть американцев по-прежнему не присутствуют в Сети, у Соединённых Штатов есть повод для гордости. За последние десять лет ситуация с «осетенённостью» здесь изменилась принципиально: сегодня — вы только представьте это! — в Америке почти не осталось тех, кто хотел бы, но не может позволить себе подключиться к Интернет. Так называемый цифровой разрыв, зиявший ещё в начале нулевых, фактически преодолён: профессиональная, расовая, национальная, половая принадлежность человека теперь почти не имеют значения, если речь идёт о необходимости выйти в Сеть.

Благодарить за преодоление цифрового разрыва следует, во-первых, феномен мобильных устройств. Сегодня у каждого второго совершеннолетнего американца есть смартфон, а у каждого пятого — планшетка. И так же как в Африке, где смартфоны заняли место так и не появившихся сверхдешёвых ноутбуков, в Штатах они помогли выйти в Сеть тем, для кого приобрести персоналку с модемом (а тем более с выделенным подключением к Интернет) было непозволительной роскошью.

Смартфоны сравнительно дёшевы, пригодны для веб-сёрфинга сразу после покупки — и вполне предсказуемо именно они стали основным, а в каждом третьем случае и единственным способом выхода в Сеть для социальных слоёв, десять лет назад стоявших по другую сторону цифрового раздела: национальных меньшинств, людей без образования, малообеспеченных.

Интересно, что процент не пользующихся Сетью особенно высок среди американцев с ограниченными физическими возможностями: Интернет игнорирует почти каждый второй из них, но отнюдь не потому, что им сложно управляться с цифровой техникой (таких считанные проценты). Большинству инвалидов Сеть тоже представляется бесполезной (фото: Dominik Golenia)

Другой элемент, поспособствовавший сокращению цифрового разрыва — социальные сети. Их влияние особенно сильно в старшей возрастной группе, где активность пользования соцсетями растёт на протяжении последних нескольких лет быстрее, чем в любой другой группе возрастов и для любого другого интернет-инструмента.

По всей видимости, именно Facebook и ему подобные таят в себе тот полезный потенциал, который только и может заставить пожилого человека приобщиться к информационным технологиям. Сегодня социальными сетями пользуются почти половина всех американцев, но пока с перевесом в сторону молодёжи. Вот почему многие усматривают здесь рецепт выхода из интернет-стагнации: по мере того, как аккаунты на Фейсбуке будут заводить всё больше пожилых людей, должна сократиться и социальная прослойка, игнорирующая Интернет.

Впрочем, говоря о стагнации, следует сделать несколько оговорок. Да, действительно, Америка в среднем достигла точки насыщения: широкополосный, скоростной интернет-доступ стал стандартом де-факто, практически вытеснив телефонные модемы, а процент американцев, пользующихся Сетью, достиг «потолка» и остаётся почти неизменным на протяжении вот уже трёх лет. Однако спектр видов деятельности среднестатистического американского интернет-пользователя значительно расширился и продолжает расти. Вот, кстати, почему социологи считают крайне важными «несерьёзные» социальные сети: зацепившись за один вид интернет-активности (переписку с друзьями на Facebook, к примеру), начинающие пользователи со временем неизбежно включают в свой арсенал и другие интернет-инструменты (почта, конференции, веб-сёрфинг и пр.).

Что ж, цифровая Америка несомненно вступила в фазу качественного роста: период тупого наращивания массы пользователей завершён, начинается углубление их занятости в Сети. И тут грех не вспомнить про Россию, где несмотря на значительную — самую большую в Европе! — абсолютную численность интернет-аудитории, удельные характеристики висят на уровне развивающихся стран. Цифры разнятся, но можно с уверенностью говорить, что год назад в Сети бывали лишь чуть больше 40% россиян, а число домохозяйств с высокоскоростным интернет-соединением едва перевалило за 25% (сравните с 62% в США). Отсюда то граничащее с грубостью пренебрежение интернет-сообществом, которое периодически сквозит на государственных телеканалах.

Но совершенно непонятно чем объясняется такой разрыв с теми же Соединёнными Штатами. Вряд ли среднестатистический россиянин средних лет и старше намного хуже разбирается в технике, нежели того же возраста американец. Вряд ли у них сильно различаются интересы. Так почему Рунет отстаёт?

Евгений Золотов    http://i-business.ru/

3 Comments

  1. … [Trackback]

    […] Info to that Topic: portaltele.com.ua/news/internet/2012-04-17-06-59-39.html […]

  2. … [Trackback]

    […] Read More here to that Topic: portaltele.com.ua/news/internet/2012-04-17-06-59-39.html […]

  3. … [Trackback]

    […] Read More here on that Topic: portaltele.com.ua/news/internet/2012-04-17-06-59-39.html […]

Leave a reply