Иногда почитаешь опросы общественного мнения и понимаешь, какой же большой рынок «мобильной беспроводки» есть еще в России. Рынок слабо охваченный качественным сервисом и долгосрочный. Не больше 15% россиян старше 12 лет пользуются мобильным интернетом регулярно, а тех, кому он реально необходим каждый день раза в три больше. Опсосы уверены, что единственный вариант осчастливить всех абонентов — предложить им подключение к скоростным сетям LTE. Вот только качественного сервиса в них надо будет подождать года три, не меньше. Тема с развитием сетей 4G изрядно поднавязла в зубах — но в том-то и дело, что ничего более значительного на рынке не происходит. Переносимость номера, виртуальные операторы, качество передачи данных — все эти вопросы вторичны. А здесь еще и профильное Минкомсвязи устами своего министра дает торжественные обещания покрыть всю страну «современными системами связи» к… ну да — не к 2015му, так к 2018-му обязательно. А к 2019-му точно. Пока все эти грандиозные планы в стадии обсуждения, как и значительные инвестиции операторов связи «в 4G». Поэтому, самое время понять, кто же из провайдеров мобильной связи останется-то на этом «вкусном» рынке мобильной беспроводки не в качестве зрителя/наблюдателя, а в качестве активного игрока. Для профессиональной аудитории писать какие-либо «инструкции по восприятию» бессмысленно — все в курсе дела, поэтому сразу перейдем к обсуждению текущей ситуации.
Лидеры миниатюрного рынка
Самое интересное в ситуации с 4G — это подход опсосов к стройке и «закапыванию» инвестиций. Как мы понимаем, несмотря на многочисленные заявления из серии «у нас все оборудование LTE ready», число сайтов для LTE, по сравнению с 3G, надо будет существенно увеличивать. Боюсь, что в отдельных регионах типа Москвы или Питера число БСок для нормального приема внутри зданий увеличится раза в три… от прогнозируемых операторами в начале строительства. И это без фемтосот, которые надо давно уже считать десятками тысяч.
Активнее всех в этом отношении работает «Скартел», который действует по принципу «глаза боятся, а руки делают». Несколько миллионов или несколько десятков миллионов долларов, налаженные связи на таможне, «прикрытые» с недавних пор тылы в Минкомсвязи и крупные города будут охвачены сетью LTE в базовой конфигурации. Базовая она от того, что емкость сети точно надо будет увеличивать, число БС добавлять в зависимости от реальной обстановки и отработать сотни вариантов улучшения качества связи каждый месяц. Иначе весьма ценные клиенты, у которых других источников скоростного интернета либо нет, либо они дорогие (да-да, например, те самые компании СМБ, которых душат ценами на инет в деловых центрах), просто не подключаться к этой сети 4G. То есть будет потерян темп развития и захвата абонентов.
Пока что у Yota дела лучше всех — около 600 тыс. клиентов с ARPU в районе 800 руб. Однако это не так уж хорошо, как сначала представляется. Эти 600 тыс. человек «наскребли» в основном в Москве и Питере за счет массовой замены оборудования. Кроме того, можно вспомнить про то, что клиентов в мобильном WiMAX у компании могло бы быть около 1,5 млн., если бы не различные проблемы с развитием и оборудованием, массовый отток клиентов из-за слабого покрытий и т.д. Но это все мечты – работать надо с реальными цифрами. Правда, развитие компании в плане независимого игрока вызывает у меня все больше сомнений из-за слияния с «Мегой». Скорее всего, сервисная составляющая Yota тихо канет в небытие, останется только функция поддержки и развития базовой сети.
По сравнению со «Скартелом» дела на фронте 4G у «МегаФон» идут вяло и слабо. Все эти рекламные компании «для тех, кто не ждет» пока не могут убедить массового пользователя в том, что LTE ему нужно. Сумасшедших скоростей там нет, поэтому нет и массовой аудитории — только техногики. Поэтому в «Меге» придумали два чудесных мифа про 4G. С одной стороны, они, якобы, «разгрузили МегаФону сети 3G». Мол в 4G ушли все «тяжелые» абоненты. Угу. Учитывая тот факт, что LTE от Yota (все помнят, что «МегаФон» пока что работает как MVNO?) работает в небольшом количестве городов, да и то далеко не везде, это смелое заявление. С другой стороны, оказывается сети 4G у нас теперь «премиальный сервис для высокодоходных абонентов». Еще «лучше». Учитывая тот факт, что оборудование для LTE у вендоров часто стоит дешевле 3G (потому как их продавили, да и продавать надо новое железо массовым тиражом), а подготовка к LTE велась последние года три, это, конечно, крайне «разумно» так снижать число потенциальных клиентов. За счет высоких тарифов (ARPU у пользователей 4G компании «МегаФон» составляет около 1 тыс. руб. – в 3G раза в 2-3 меньше) пользователям предлагается свободная сеть с большими скоростями. Но это ненадолго — число клиентов увеличится, поэтому средняя скорость существенно упадет. Покрытие – слабое. Цены – выше, чем в 3G. И в чем смысл такого бизнеса? На самом-то деле всех этих «новаторов» заставляют втридорога платить за весьма посредственный сервис. Надо же так качественно уменьшать акционерную стоимость компании. 🙂
МТС пока что в этой «гонке», которая, скорее всего, существует только в воображении журналистов, вроде бы на третьем месте. Но на самом деле он уже получает прибыль от 4G. В отличие от «МегаФон» и «Скартел», которые только инвестируют. По несколько сотен миллионов рублей компания получит от всех участников конкурсов на лицензии LTE из-за того, что вынуждена освободить частоты своего проекта Comstar.WiMAX в столице и Подмосковье. Кусок этих частот, к слову, компания получила «взад/обратно» без конкурса и хиленькие сетки LTE запустила в 40-ка небольших населенных пунктах вокруг столицы. Особенно большого числа пользователей компании это не принесет — скорее всего, она сможет удержать около трети или четверти из бывшей базы Comstar.WiMAX. Кстати, по официальным данным WiMAX-пользователей у МТС было ажжж 70 тыс., но в это не верится совсем — скорее уж речь идет о количестве оборудования для мобильного WiMAX, которое было реализовано на рынке. Или о числе контрактов, многие из которых остались «спящими». Кстати, отдельные улыбки вызывает у меня история МТС vs. Скартел в Казани. Задержать запуск сети на целый год просто бездействуя с согласованием частот от своего оператора ТВТ для Yota — это надо уметь. И ведь выбили себе статус MVNO на местном рынке на условиях лучше, чем у «МегаФон»: никаких вступительных взносов, а только оплата за трафик. Молодцы, короче — двух конкурентов «сделали».
Операторы «второй линии»
Самая томительно-грустная позиция у «Ростелекома» и «Вымпелком». Причем, ни с одной компанией еще ничего не понятно. Взять хотя бы «ВымпелКом». Господин Кудряшов совершенно точно уверен в том, что «торопиться не надо». Ну не было у компании нормального задела в 4G в виде комплекта частот — и ладно. Надо достроить 3G и, на полученные деньги от абонентов, аккуратно развивать LTE без особенных рывков в четком соответствии с лицензионными условиями. Долго? Ну и пусть — зато конкуренты подпитают спрос и воспитают абонентов. А каннибализировать свою же абонентскую базу всегда возможно.
Именно поэтому MVNO со «Скартелом» у «ВымпелКом» пока не получается: нет политического решения «надо». То, что компания таким подходом может профукать и рынок 4G, как она «пролетела» в 3G — очень вероятно. Но случится это лет через пять, до такого момента нынешние управленцы не доживут. Вразумлять их остается только акционерам, но у них другие войнушки из-за контроля над компанией и теми денежными потоками в операционной деятельности, которые есть «здесь-и-сейчас». Удивительное единодушие — ни у кого нет желания «рулить» ситуацией. «Ростелеком» же напоминает мне глобальную империю во времена жесточайшего кризиса управления. Повторять сколько у компании частот — бессмысленно: больше всех на рынке, причем в самых «вкусных» диапазонах на всей территории страны начиная с 450 МГц, которые использует «СкайЛинк». Если добавить к этому сеть магистральных линий связи и возможность прокидывать «шнурки» до БС практически в любом регионе (не забудем и спутниковые возможности), то этому оператору строить LTE активно будет не так уж и сложно. Но это в теории. На практике «скушать» компании МРК «Связьинвеста» без отрыжки не получилось, да и перманентный конфликт акционеров грозит перерасти в войнушку высокой интенсивности – не секрет, что новый министр хочет поставить «Ростелеком» под свой контроль.
Кстати, для этих двух аутсайдеров есть вполне изящный выход из ситуации — начать работу не по расчистке спектра для LTE в своих лотах, а по выделению тех «кусочков» спектра, где военных РЭС просто нет. Такие участки надо обнаружить, провести облегченные исследования и быстренько закрепить со всеми участвующими «контролерами» для того, чтобы там можно было развивать сети подвижной связи гражданского назначения. Стоить это будет сравнительно недорого, а затрагивает минимум треть, а то и половину выделенного спектра, глядишь, начнут запускать сети LTE, при таком подходе, быстрее конкурентов — все равно ведь терять нечего.
Еще один достаточно очевидный маневр, который стоит иметь в виду — это финт некоторых акционеров «Ростелеком», которые попробуют вытащить «На свою долю акций» активы беспроводные. То есть «сбить» в одну компанию «Скайлинк» и остальные сотовые активы компании (которые находятся в состоянии свободного дрейфа) и строить LTE самим. Как вариант — и очень соблазнительный — объединение с Tele2 по такому же принципу, как это сделали «Скартел» и «МегаФон»: то есть два формально разные (как принято говорить «операционно независимые») компании, которые действуют сообща. Причем, если в союзе «МегаYota» мотивация для объединения была одна — частоты, то здесь все будет аналогично. «Ростелек» со своими сотовыми активами сделать сам ничего не сможет (и регулярно там «сгорают на работе» руководители сотовых «дочек» или даже целых направлений сотовых активов), а у Tele2 есть огромное, бешеное желание развивать свой бизнес такими темпами, которые в Европе мэээстным акционерам даже не снились. Под это они и денег длинных западных нароют и эффективную систему строительства с оптимальными издержками вспомнят, как и выстроят схему продажи услуг с разумной нормой прибыли. Так что мне персонально такой холдинг кажется наилучшим выходом из ситуации, который обеспечивает всем этим компаниям комфортное будущее. Однако подобный вариант объединения может не пройти по десятку различных обстоятельств, основным из которых будет вопрос цены сделки и долей в новом холдинге.
Тотальные неудачники
Есть в России и еще одна категория компаний, которых надо вспомнить лаконичным и не особенно злым словом — им и так от своего руководства достается. 🙂 Это все те региональные активы, которые пыжатся на уровне десятка лет назад, когда «рулил» как раз GSM. Ну Смартс, Мотив и т.д. — все, кто входят в Ассоциацию региональных операторов. Очень вероятно, что право на LTE они тоже получат — но лишь как «виртуалы» на сетях более продвинутых «коллег». Интересно, что в лицензиях опсосов «Большой пятерки» есть положения о недискриминационном доступе к своим сетям со стороны других компаний. Они эти положения акцептировали и, возможно, даже выполнят. Вот только непонятно какой именно ценник будет выставлен этими компаниями для своих «гостей». То есть пустить их будут готовы и даже найдут для этого емкость сети, но каких денег попросят? Здесь все как с сегментом кабельной канализации — небольшим альтернативным операторам просто приходится соглашаться с условиями местных монополистов просто потому, что у них… нет никакого выбора. Соответственно, «бледные тени» регионалов могут самым банальным образом не получить никакого выбора — денег «на развитие» им никто не предоставит, а сами они едва концы с концами сводят. Для разнообразия почитайте отчеты того же Смартс — ругаться хочется во что компанию превратили.
Отдельно отмечу, что на сетях от «Большой пятерки», без сомнения, будет построен не один, а 3 -4 ведомственных виртуала. Помимо Эры-Глонасс это будут, скорее всего, проекты органов государственной безопасности — видимо, расширенный вариант «Конфиденциальной сотовой связи» в режиме полного охвата всех возможных коммуникационных узлов в масштабе всей страны. И, к слову, СОРМ там будет вполне себе современный — с поправками и добавками в виде «чтения» VoIP и детектирования всевозможных систем шифрования голоса.
Совсем забыл — LTE у нас будут строить придворные компашки, аффилированные с различным административным ресурсов самого серьезного калибра. В этом благом начинании, скорее всего, они будут ориентироваться на локальное покрытие, полностью регулируемые тарифы и… деньги госбюджета, получаемые целевым образом. Помните недавнюю хохму с запуском «российского» интернет-планшета «для нужд министерства обороны»? Ну того, который будет работать на «российской операционной системе»? Так вот его вполне могут запустить в нехилую серию, а под это дело пробить установку сотни-другой базовых станций для той же «Основы телеком», которая обеспечит телеком-составляющую проекта по информатизации подразделений Министерства Обороны. Как и в каждом подобном, без сомнения благом, начинании, госбюджет денег считать не будет.
В качестве резюме, постараюсь подвести выводы из моего не сильно объемного повествования. Во-первых, LTE России грозит только потому, что это единственный вариант эволюции всех-всех российских сотовых сетей, какие только есть на нашей территории. Другое дело, насколько активно операторы сотовой связи будут на этот рынок вылезать. Судя по всему, лидировать там планируют «МегаФон» и МТС, остальные подтянуться много позже. Во-вторых, на начальном этапе опсосы считают, что абоненты должны платить им в 2-3 раза больше за возможность работать в «современных сетях связи». Не сильно понятно, почему они так думают, но ценник «за 4G» будет начинаться от 1 тыс. руб. в месяц. В-третьих… никаких особенно значимых контент-сервисов, кроме торрент-сетей, на такие скорости в мобильном режиме пользователю особенно и не нужно. Так что ценность дорогих контрактов в сетях «следующего поколения» вызывает у меня искреннюю улыбку.
Максим Букин NAG.RU
Кому с LTE жить хорошо?: 2 комментария